- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Мнение дизайнера: Освещение в интерьере
Да пребудет с вами свет
В продолжение темы о потолках и их «условной» дизайнерской правильности хочется поговорить об освещении в доме. Расскажу о том, где располагать подвесы и прожектора и какими видами освещения должен быть оборудован современный дом.
Когда я вспоминаю свое детство и походы по родственникам с их, казалось бы, удачными на тот момент ремонтами, перед глазами встает типичная картина гостиной комнаты — мебель вдоль стены и люстра посередине.
Кстати, правильнее ее (люстру) называть подвесом, как собственно и софиты (металлическая конструкция для подвеса осветительных приборов над сценой) прожекторами или точечными светильниками. Довольно сложно стереть эту картину с подкорки и начать мыслить масштабнее, но предлагаю попробовать разобраться — стоит ли располагать подвес посередине комнаты?
Начать нужно c того, какие типы подходов к освещению помещений существуют в природе. Условно можно выделить два — европейский и американский. Европейский подразумевает расположение подвеса посередине комнаты вне зависимости от ее назначения.
Как центр средневекового замка венчала конструкция из колеса и свечей, как в каждой советской квартире висела «люстра с висюльками», так и по сей день некоторые дизайнеры или новоселы, не обращающиеся за помощью к опытным специалистам, выбирают этот незамысловатый тип. Проще всего найти условный центр комнаты, разместить там светильник, вкрутить лампочек помощнее, и дело в шляпе.
Вы получаете равномерно освещенную комнату, что, наверное, и неплохо для холла или гардеробной, но совсем неуместно для спальни или гостиной с различными функциональными зонами — зоной приема гостей, зоной отдыха всей семьей за просмотром фильма, зоной игры на музыкальном инструменте или зоной приватного чтения.
Американский же подход подразумевает в первую очередь делить помещение на функциональные зоны, а во вторую — подбирать для каждой из них «свой собственный» свет. Так появляется освещение над обеденным столом, бра на стене в изголовье кровати или торшер рядом с креслом, где можно уединиться за чтением любимого интерьерного журнала.
Назван этот подход американским потому, что в период освоения американского континента люди освещали жилье с помощью масляных ламп, которые располагали максимально близко к тому месту, куда должен попадать свет. По причине ухудшения взаимоотношений с США я бы называла такой подход просто логичным. В своих проектах использую именно его.
Вообще в каждом доме должно быть несколько сценариев освещения, я не говорю сейчас о системе «умный дом», под сценариями в данном контексте подразумеваю простую и понятную возможность изменять освещение в комнате в зависимости от времени суток (утреннее освещение для пробуждения — холодные или голубоватые оттенки; вечернее освещение для расслабления и отдыха — более теплые оттенки света), от того, чем конкретно вы занимаетесь в данный момент (чтение книги — точечный свет для уединения; просмотр фильма на экране телевизора — подсветка штор или заливающий свет на одной из стен) и, в конце концов, от настроения!
Такую возможность необходимо заложить на этапе проектирования, но, если вы решитесь на строительство без проекта, вы должны знать, что свет в доме может быть верхним (подвесы и прожектора, чтобы освещать ваш белый, деревянный или каменный потолок, ведь мы с вами помним, что другим потолок в жилом помещении быть не должен), условно средним (всевозможные бра, торшеры, консольные и настольные лампы) и нижним (подсветка плинтуса, мебели, так называемое ориентирующее освещение). А где конкретно располагать каждую из групп света — вопрос, требующий индивидуальной проработки.