- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Дизайнер Гаэтано Пеше
Часто о выдающихся людях говорят: «Он опередил свое время». И еще часто говорят, что многое, невероятно смелое даже для конца прошлого века, безнадежно устарело в век нынешний. В случае с Гаэтано Пеше первая мысль просто не может не прийти в голову, тогда как второй совершенно нет места. Еще бы: многие вещи, созданные основоположником поведенческого дизайна почти полвека назад, смотрятся восхитительно новаторскими даже в наши дни.
В 1939 году в крупном итальянском городе Специя родился ничем не примечательный мальчик; спустя 20 лет он поступил в Венецианский университет, решив посвятить жизнь промышленному дизайну и архитектуре; а еще через 10 лет имя Гаэтано Пеше прогремело на весь мир.
Функциональный дизайн середины прошлого столетия был преимущественно академичным. Строгость, формальность, рациональность… И творения Гаэтано, который позже опишет себя как «сумасшедшего» дизайнера и будет говорить об игровом начале дизайна как такового, стали восхитительным прорывом.
А предмет, ставший первым и важнейшим камнем в фундаменте репутации синьора Пеше, — это пенополиуретановое кресло Up 5, также известное как Donna. Казалось бы — как столь утилитарный предмет, как кресло, способен стать столь значимой вехой? Тем не менее, в созданном для C&B Italia кресле сконцентрировались новаторство в сфере материала, философичность и фрейдистский эротизм…
Очертания Up 5 отчетливо антропоморфичны; если конкретней, то не составляет труда увидеть в нем силуэт пышнотелой женщины, к «ноге» которой шнуром привязан шар. Садящийся человек погружается в мягкое округлое кресло и становится практически окружен им, а шар может стать и пуфом, и поставкой для ног, и мячом. Пеше говорил о Donna: «Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей самой себя».
Up — это целая серия, состоящая из семи разноразмерных предметов. Разработка серии шла параллельно с изучение свойств полиуретана, еще очень далекого от нынешней своей популярности. Одним из результатов стало крайне эффектное распаковывание кресел. не имевших жестких частей: покупатель получал плоскую упаковку, а открыв ее, наблюдал несколько пугающее превращение «блина» во внушительных размеров предмет.
Столь привычная нам сейчас вакуумная упаковка, позволяющая хранить предметы в существенное сжатом виде, в тот момент была инновационной — а полиуретан, лишенный наполняющего его поры воздуха, изменяет свой размер просто кардинально.
Спустя 31 год после создания серии Up компания В&B Italia выкупила авторские права на, фактически, легенду у создателя. Перезапущенная серия получила название Up 2000 и приобрела новые окраски.
Другое известное кресло, Feltri, было создано в 1987 году для Cassini. Полностью сделанное из плотного фетра, кресло напоминает расстегнутый корсет. Спинка выполнена из одного куска материала, и ее отогнутые края служат удобными подлокотниками, одновременно приглашая располагать их по своему усмотрению.
Есть варианты с низкой и высокой спинкой, и во втором случае человек, севший в кресло, может полностью завернуться в него. Невероятно уютный шерстяной кокон…
Кресло Feltri не только необычайно удобно, но и весьма эффектно: яркая стеганая обивка и необычный дизайн надолго привлекут внимание даже самого искушенного зрителя. А кроме двух вариантов высоты существует и множество разнообразных цветов.
Талант Гаэтано Пеше многогранен и, конечно, далеко не ограничивается креслами. В его портфолио есть огромный ассортимент эксцентричных шедевров: от ваз и до зданий. Один из наиболее известных «все в одном» образцов его творчества — «Московская комната».
В 2002 году в Милане публике был представлен спецпроект с участием 10 самых именитых архитекторов и дизайнеров мира; заданием каждому было презентовать «комнату в отеле» одной из мировых столиц, комнату, наиболее точно и полно отражающую дух города. «Московская комната» Пеше привела ценителей в восторг — и полностью заслуженно.
Молодой Гаэтано, еще даже не студент, впервые посетил Советский Союз в 1958 году. И впечатления, который он привез домой, были не самыми радужными. Оптимистичный итальянец ожидал увидеть империю в двух шагах от светлого будущего — но его взору предстало жестко тоталитарное государство…
Конечно, этот опыт нашел свое отражение в его творении много лет спустя. Так, напольное покрытие украшено орнаментом из значков «Серп и Молот». Пеше отдельно прокомментировал этот элемент, назвав его приносящим удовольствие всем, кто теперь может ходить по символике
Впрочем, символики здесь предостаточно: подушки и силиконовые лампы в виде церковных куполов-«луковиц», изображающее карту Москвы покрывало с лицами Сталина и Путина, броские красные стены, унитаз с сиденьем и крышкой в виде женских губ, диван из вертикально поставленного мужского торса (спинка) над лежащим спиной вверх женским телом (основание). В самой Москве, которую Пеше считает «городом с огромной энергией», инсталляция была представлена в знаменитой гостинице «Москва».
Другой известный (и, к слову, очень патриотичный) проект Гаэтано Пеше, относящийся к 2010–2011 годам и сделанный снова для Cassina, называется Sessantuna. К важной для Италии дате,
На первый взгляд это просто несколько десятков похожих друг на друга столов, но если их составить вместе… Единая композиция представляет собой карту Италии 20×25 метров, причем с учетом неровностей береговой линии и всех островов.
Каждое творение синьора Пеше, по праву носящего звание великого дизайнера, несет частичку его мировоззрения. Мастер не раз говорил, что в дизайне его привлекает только новое, то, что открывает путь изменениям и развитию: идеи, формы, материалы…
Материалом нашего времени он считает пластик, синтетическую резину и другие достижения современной химии, а дерево, кирпич и мрамор — материалы прошлого. Резкие линии и углы Гаэтано называет мужским дизайном, тогда как будущее за мягкостью и округлостью дизайна женского. А суть дизайна как такового — приносить людям радость, дарить положительные эмоции, помогать справляться с психологическими проблемами, создавать комфорт; каждый предмет должен нести заряд эмоций.
И действительно: все, созданное основателем «эмоционального дизайна», в
Каждый предмет в