Дальневосточная премия Barlette
Interior Club
Barlette
Новости
  • 01.07.2018

    14 июля - Проект ART FAMILY - выставка молодых художников

  • 30.04.2018

    28 апреля в салоне «Аквариус» прошла потрясающая презентация фабрики Hansgrohe/Axor.

  • 25.04.2018

    Дизайн от испанского мастера Хайме Айона

  • 20.04.2018

    «Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale

  • 20.03.2018

    Клинкерная фасадная плитка – тренд 2018!

  • 07.02.2018

    Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.

Партнеры
  • DOORICO

Дизайнер Широ Курамата

Есть люди, о которых говорят не иначе, как «гений», «революционер», «разрушитель стереотипов». К таким людям причисляют и Широ Курамату, одного из величайших дизайнеров ХХ века. Японец до мозга костей, Широ создавал не просто мебель — он воспроизводил в своих творениях саму суть поэзии пространства. Его эскизы были настолько необычны, что многие из них удалось воплотить в жизнь лишь через десятки лет после разработки. Широ называют «поэтом креативной пустоты» за его нестандартный взгляд на привычные вещи, стремление к слиянию материального и духовного, за сложную простоту его изделий.

Будущий гений

Широ Курамата родился в Токио в 1934 году. Толчком для развития творческих навыков стала учеба в Токийском политехническом институте и школе дизайна Кувасавы. После получения диплома Широ некоторое время работал конструктором витрин в крупном универмаге, и в 1965 году открыл собственную студию дизайна. Послевоенная Япония, в которой творил Курамата, бурно развивалась и была охвачена западными идеями модернизма.

Дизайнер Широ Курамата

Но восточная философия всегда пропускала новшества сквозь призму собственного опыта, соединяя лучшее, что есть в разных культурах, и выдавая в итоге совершенно уникальные творения. То же самое произошло и с Широ. Используя в качестве материала прозаичный металл и пластик, стекло и акрил, он создавал шедевры, которые до сих пор считаются эталоном минималистичной роскоши.

Одним из первых культовых предметов, созданных Широ, стал комод Drawers in a Irregular Form. Комод по эскизу 1970 года был запущен в производство лишь в 1988, поскольку технологии того времени не позволяли воспроизвести фантазию дизайнера. Высокий комод в форме волны был оснащен крошечными выдвижными ящиками и ножками-колесами. На первый взгляд, кроме формы, в нем не было ничего необычного, но при ближайшем рассмотрении обнаруживалось, что все его ящики, объединенные центральной осью, могут двигаться в разные стороны, создавая причудливые фигуры и постоянно меняя форму по прихоти хозяина. В этом предмете Широ объединил геометричность и чувство юмора, навеянные эпохой поп-модернизма, с японской изысканностью.

После создания комода слава Широ Кураматы как одного из главных дизайнеров столетия распространилась далеко за пределы Японии.

Дизайнер Широ Курамата

Последователи

В середине 70-х годов работы Широ увидел Джон Поусон, преподаватель английского языка в университете Нагои. Гениальная простота изделий Кураматы настолько потрясла Джона, что, оставив преподавание, он вернулся в Англию и занялся изучением архитектуры. Уже в 1981 году Поусон открыл свое архитектурное бюро, став впоследствии одним из знаменитейших дизайнеров-минималистов.

Он уделял особенное внимание игре с пространством, светом и инновационными материалами, создавая вещи, скорее рассчитанные на то, чтобы им удивляться, нежели использовать по прямому назначению. Поусон часто говорил, что не представлял себе гармоничного сочетания архитектуры и дизайна до тех пор, пока не увидел работы Кураматы.

Memphis

В начале 80-х годов дизайнер познакомился с творчеством Этторе Соттсаса и настолько увлекся его идеями, что вступил в группу, созданную итальянцем в Милане. Помимо Широ, в Memphis состояли такие дизайнеры, как Питер Шир, Джавье Марискал, Ханс Холляйн и Майкл Грейвз — яркие представители постмодернистского направления в искусстве и архитектуре.

Дизайнер Широ Курамата

Этторе был известным модернистом, начинавшим работу в компании Olivetti и имевшим степень по архитектуре. Вместе с группой единомышленников Этторе Соттсас организовал множество мебельных выставок по всему миру, представляя коллекции мебели, светильников, керамики и текстиля. Первая же выставка стала фурором и принесла Memphis культовый статус. Основной упор был сделан на яркие неоновые оттенки, изогнутые и ломаные формы, ламинированные поверхности и геометрические рисунки.

Сам Этторе отзывался о творчестве группы так: «Мемфис — как очень сильный наркотик. Невозможно принимать его слишком много. Не думаю, что кто-то может жить в окружении лишь предметов от Мемфиса, это как питаться исключительно пирожными». Вплоть до 1988 года Широ принимал участие в выставках и инсталляциях, организованных группой, набираясь идей для своих будущих творений.

Для своего друга и коллеги Иссея Мияке Широ создавал не только интерьеры бутиков. В 80-х годах он разработал флакон духов для аромата L´Eau d´Issey, изготовить который удалось лишь двадцать лет спустя. Дизайн флакона-куба, в котором утоплен сосуд в виде шара, напоминал излюбленные материалы и формы, которые Широ использовал в своем творчестве. Идея была настолько передовая для того времени, что ее не смогли воссоздать лучшие стеклодувы мира. Лишь в начале 2000-х годов аромат получил долгожданное обличие.

Дизайнер Широ Курамата

Расцвет

Работая над дизайном мебели для Мемфиса, Широ постепенно расширил круг своих почитателей и начал сотрудничать с такими компаниями, как Vitra, Capellini, XO, Kokuyo Co и другими. Основное предпочтение он по-прежнему отдавал высокотехнологичному пластику, стеклу и металлу, пытаясь объединить их с природой и перевести обыденные предметы в разряд объектов искусства.

Стремление к отрыву от материального мира, где, по словам Этторе, «материал становится светом, а вес становится воздухом», привело дизайнера к созданию в 1976 году кресла Glass Chair. В своем творении дизайнер вновь объединяет Запад и Восток, отдавая дань уважения датскому художнику Питу Мондриану, известному модернисту. Кресло из стекла выглядит практически невидимым, а человек, сидящий на нем, — парящим в воздухе. Строгие линии, геометричность формы и отсутствие каких-либо дополнительных деталей сделали это кресло квинтэссенцией минимализма. Зыбкость нематериального мира в нем сочетается с вполне земной функциональностью — при всей своей нереальности кресло выполняет свое прямое назначение.

How high to the Moon — образец творчества Кураматы. Это легендарное кресло было сделано им в середине 80-х годов и по сей день считается одним из самых привлекательных, необычных и функциональных предметов, созданных дизайнером. И снова реверанс в сторону Запада — название кресла было навеяно одной из композиций великого джазового музыканта Дюка Эллингтона.

Дизайнер Широ Курамата

Кресло, сплетенное из тонкой металлической проволоки, прошло испытание временем и выдержало множество реинкарнаций — сегодня его различные версии можно увидеть во многих частных коллекциях и крупных музеях мира. Вновь дизайнер показал свое умение сочетать несочетаемое — металл, настолько тонкий и гибкий, что охотно принимает форму человеческого тела, и такой невесомый и мерцающий, что при попадании на него света кажется объектом из параллельного мира. «Как высока луна» — одно из самых значительных произведений японского минимализма ХХ столетия.

Miss Blanche — стул, созданный Широ в 1988 году, стал переломным моментом в карьере дизайнера, открывшего для себя поэтику и функциональные возможности акрила. Разумеется, и в этом случае Курамата обращает взор на Запад — стул назван в честь героини одной из пьес Теннеси Уильямса — культового американского драматурга, автора «Кошки на раскаленной крыше» и «Трамвая «Желание».

Лаконичность почти прозрачного стула на невесомых ножках удивительно гармонирует с роскошными алыми розами, погруженными в акрил и символизирующими вечную красоту, не подверженную увяданию. Плавные линии подлокотников и строгие углы основания, вопреки всем законам архитектуры, не вступают в конфликт, а гармонично сосуществуют рядом друг с другом. Удивительное сочетание высокотехнологичного материала и трогательной хрупкости цветов сделали этот стул настоящим объектом культа и визитной карточкой автора.

Помимо сюрреалистичных и невесомых творений, дизайнер создавал и вполне земные изделия, украсившие многие отели, рестораны и магазины мира — кожаные диваны с мягкими подлокотниками-цилиндрами, удобные кресла из металлической сетки и массивные столы из камня, украшенные мозаикой. Его вместительные деревянные буфеты по форме отсылают к одному из первых шедевров — комоду Drawers in a Irregular Form, настольные лампы из белоснежного фарфора напоминают работы Сальвадора Дали, а прозрачные стеллажи, растворяясь в пространстве, служат удобным вместилищем для книг и журналов.

Дизайнер Широ Курамата

Широ Курамата был востребован как при жизни, так и после смерти. Двухместный диван How High the Moon («Как высока Луна») в 1998 году был продан в Лондоне за 24 000 $, а Miss Blanche — годом ранее за 86 000 $. За свою карьеру дизайнер успел сделать многое — он сотрудничал с музеями, выставками, отелями и ресторанами. По его эскизам были сделаны интерьеры таких магазинов, как Seibu и Esprit, он разработал дизайн более 300 баров и магазинов, а также бутиков Issey Miyake в Токио, Париже и Нью-Йорке.

В своем творчестве Широ активно использовал самые современные материалы своего времени — металлическую сетку, пластик, акрил и стекло, дерево, сталь и алюминий. Широ прославился, прежде всего, как автор индустриальных интерьеров, многие из которых, тем не менее, вполне жизнеспособны и комфортабельны. Сочетание минимализма, функциональности и красоты по сей день не утратило своей актуальности, и интерьеры дизайнера выглядят застывшими во времени, как розы в стуле Мисс Бланш.

При всей любви и уважении к западной цивилизации Широ остался истинным японцем, переосмысливающим все, что видел, и трактующим это на свой лад. Его привязанность к модернизму нельзя назвать уступкой Западу, поскольку чуждая культура не только не поглотила самобытность автора, но напротив, обогатилась за счет восточной философии и приняла совершенно иные формы.

Широ Курамата умер 1 февраля 1991 года, имея статус культового дизайнера, новатора и символа эпохи постмодернизма. Его работы повлияли на целую плеяду современников, олицетворяя поэзию минимализма в сочетании с практичностью и актуальностью. За год до смерти, в 1990 году, правительство Франции удостоило Широ Курамату Орденом искусств и изящной словесности, тем самым подчеркнув его огромный вклад в современное искусство, а итальянская компания Cappellini посвятила работам дизайнера целую выставку, организованную в Милане в 2011 году.




 

Облако тегов: дизайнер
Смотрите также:

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry