- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Дизайнер Широ Курамата
Есть люди, о которых говорят не иначе, как «гений», «революционер», «разрушитель стереотипов». К таким людям причисляют и Широ Курамату, одного из величайших дизайнеров ХХ века. Японец до мозга костей, Широ создавал не просто мебель — он воспроизводил в своих творениях саму суть поэзии пространства. Его эскизы были настолько необычны, что многие из них удалось воплотить в жизнь лишь через десятки лет после разработки. Широ называют «поэтом креативной пустоты» за его нестандартный взгляд на привычные вещи, стремление к слиянию материального и духовного, за сложную простоту его изделий.
Будущий гений
Широ Курамата родился в Токио в 1934 году. Толчком для развития творческих навыков стала учеба в Токийском политехническом институте и школе дизайна Кувасавы. После получения диплома Широ некоторое время работал конструктором витрин в крупном универмаге, и в 1965 году открыл собственную студию дизайна. Послевоенная Япония, в которой творил Курамата, бурно развивалась и была охвачена западными идеями модернизма.
Но восточная философия всегда пропускала новшества сквозь призму собственного опыта, соединяя лучшее, что есть в разных культурах, и выдавая в итоге совершенно уникальные творения. То же самое произошло и с Широ. Используя в качестве материала прозаичный металл и пластик, стекло и акрил, он создавал шедевры, которые до сих пор считаются эталоном минималистичной роскоши.
Одним из первых культовых предметов, созданных Широ, стал комод Drawers in a Irregular Form. Комод по эскизу 1970 года был запущен в производство лишь в 1988, поскольку технологии того времени не позволяли воспроизвести фантазию дизайнера. Высокий комод в форме волны был оснащен крошечными выдвижными ящиками и
После создания комода слава Широ Кураматы как одного из главных дизайнеров столетия распространилась далеко за пределы Японии.
Последователи
В середине
Он уделял особенное внимание игре с пространством, светом и инновационными материалами, создавая вещи, скорее рассчитанные на то, чтобы им удивляться, нежели использовать по прямому назначению. Поусон часто говорил, что не представлял себе гармоничного сочетания архитектуры и дизайна до тех пор, пока не увидел работы Кураматы.
Memphis
В начале
Этторе был известным модернистом, начинавшим работу в компании Olivetti и имевшим степень по архитектуре. Вместе с группой единомышленников Этторе Соттсас организовал множество мебельных выставок по всему миру, представляя коллекции мебели, светильников, керамики и текстиля. Первая же выставка стала фурором и принесла Memphis культовый статус. Основной упор был сделан на яркие неоновые оттенки, изогнутые и ломаные формы, ламинированные поверхности и геометрические рисунки.
Сам Этторе отзывался о творчестве группы так: «Мемфис — как очень сильный наркотик. Невозможно принимать его слишком много. Не думаю, что
Расцвет
Работая над дизайном мебели для Мемфиса, Широ постепенно расширил круг своих почитателей и начал сотрудничать с такими компаниями, как Vitra, Capellini, XO, Kokuyo Co и другими. Основное предпочтение он
Стремление к отрыву от материального мира, где, по словам Этторе, «материал становится светом, а вес становится воздухом», привело дизайнера к созданию в 1976 году кресла Glass Chair. В своем творении дизайнер вновь объединяет Запад и Восток, отдавая дань уважения датскому художнику Питу Мондриану, известному модернисту. Кресло из стекла выглядит практически невидимым, а человек, сидящий на нем, — парящим в воздухе. Строгие линии, геометричность формы и отсутствие
How high to the Moon — образец творчества Кураматы. Это легендарное кресло было сделано им в середине
Кресло, сплетенное из тонкой металлической проволоки, прошло испытание временем и выдержало множество реинкарнаций — сегодня его различные версии можно увидеть во многих частных коллекциях и крупных музеях мира. Вновь дизайнер показал свое умение сочетать несочетаемое — металл, настолько тонкий и гибкий, что охотно принимает форму человеческого тела, и такой невесомый и мерцающий, что при попадании на него света кажется объектом из параллельного мира. «Как высока луна» — одно из самых значительных произведений японского минимализма ХХ столетия.
Miss Blanche — стул, созданный Широ в 1988 году, стал переломным моментом в карьере дизайнера, открывшего для себя поэтику и функциональные возможности акрила. Разумеется, и в этом случае Курамата обращает взор на Запад — стул назван в честь героини одной из пьес Теннеси Уильямса — культового американского драматурга, автора «Кошки на раскаленной крыше» и «Трамвая «Желание».
Лаконичность почти прозрачного стула на невесомых ножках удивительно гармонирует с роскошными алыми розами, погруженными в акрил и символизирующими вечную красоту, не подверженную увяданию. Плавные линии подлокотников и строгие углы основания, вопреки всем законам архитектуры, не вступают в конфликт, а гармонично сосуществуют рядом друг с другом. Удивительное сочетание высокотехнологичного материала и трогательной хрупкости цветов сделали этот стул настоящим объектом культа и визитной карточкой автора.
Помимо сюрреалистичных и невесомых творений, дизайнер создавал и вполне земные изделия, украсившие многие отели, рестораны и магазины мира — кожаные диваны с мягкими
Широ Курамата был востребован как при жизни, так и после смерти. Двухместный диван How High the Moon («Как высока Луна») в 1998 году был продан в Лондоне за 24 000 $, а Miss Blanche — годом ранее за 86 000 $. За свою карьеру дизайнер успел сделать многое — он сотрудничал с музеями, выставками, отелями и ресторанами. По его эскизам были сделаны интерьеры таких магазинов, как Seibu и Esprit, он разработал дизайн более 300 баров и магазинов, а также бутиков Issey Miyake в Токио, Париже и
В своем творчестве Широ активно использовал самые современные материалы своего времени — металлическую сетку, пластик, акрил и стекло, дерево, сталь и алюминий. Широ прославился, прежде всего, как автор индустриальных интерьеров, многие из которых, тем не менее, вполне жизнеспособны и комфортабельны. Сочетание минимализма, функциональности и красоты по сей день не утратило своей актуальности, и интерьеры дизайнера выглядят застывшими во времени, как розы в стуле Мисс Бланш.
При всей любви и уважении к западной цивилизации Широ остался истинным японцем, переосмысливающим все, что видел, и трактующим это на свой лад. Его привязанность к модернизму нельзя назвать уступкой Западу, поскольку чуждая культура не только не поглотила самобытность автора, но напротив, обогатилась за счет восточной философии и приняла совершенно иные формы.