- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Дизайнер Акилле Кастильони
Его называют патриархом промышленного и мебельного дизайна XX столетия. В течение пятидесяти лет он один и в соавторстве с другими дизайнерами создал более 150 объектов, включая лампы, стулья, книжные стеллажи, электрические розетки, фотоаппараты, телефоны, пылесосы и сиденья для автомобилей. Сотворённые им предметы знакомы многим людям, некоторые даже являются частью нашей повседневной жизни, хотя имя этого дизайнера известно не всем. Знакомьтесь - Акилле Кастильони.
«Я вижу вокруг меня профессиональную болезнь – способность относиться ко всему слишком серьезно. Одна из моих тайн состоит в том, чтобы шутить все время», – говорил известный дизайнер и архитектор Акилле Кастильони, один из основателей итальянского дизайна. Эта способность шутить прослеживается во всех его творениях.
Он был одним из самых выдающихся проектировщиков за всю относительно недолгую, но бурную и насыщенную историю дизайна. Кастильони спроектировал ряд самых выразительных, практичных и красивых предметов нашего времени. В дальнейшем его творения дали немало работы критикам, классификаторам и исследователям дизайна.
Все дело в том, что творчество Акилле Кастильони, затрагивающее идеи модернизма, минимализма, классицизма и постмодернизма, отвергает любую из этих категорических классификаций, оставаясь сугубо индивидуальным и своеобразным.
Акилле родился в Милане в 1918 году в семье скульптора. Архитектуру он изучал в Миланском политехническом университете, который окончил в 1944 году. В это время у двоих его старших братьев – Ливио и Пьера Джакомо – уже было свое проектное бюро, где он практиковался еще во время учебы. Но через год Акилле и Пьер Джакомо стали работать отдельно от старшего брата Ливио, иногда привлекая его к сотрудничеству.
Творческий союз братьев был очень прочным и продуктивным. Но в 1968 году Пьера Джакомо не стало. За эти 25 лет их совместная работа оказала серьёзное влияние на итальянский дизайн. Они основали миланскую выставку «Триеннале» и Ассоциацию индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредили премию «Золотой циркуль», которая и сейчас пользуется устойчивым авторитетом во всем мире.
Четырнадцать работ Акилле Кастильони выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке, есть его творения и в музеях Лондона, Монако, Праги, Иерусалима, Гамбурга, Денвера, Цюриха и других городов мира.
Дизайн подразумевает наблюдение
Источником своего вдохновения Акилле Кастильони видел весь мир. Он смотрел на то, что его окружало, как на богатый каталог объектов, которые могут обеспечить дизайнера необходимыми идеями. В его личной коллекции было много повседневных объектов, которые дизайнер находил и собирал в течение всей жизни. Девизом творчества Кастильони стало утверждение: «Дизайн подразумевает наблюдение».
Предметы повседневности не только вдохновляли дизайнера, но и часто служили непосредственно материалом для новых объектов. Например, в 1957 году совместно с Пьером Джакомо был изготовлен вертящийся стул для телефонных разговоров – Sella (Седло).
В его основе велосипедное седло, насаженное на розовый металлический стержень, основанием которого служит чугунная полусфера. Общая высота стула – 71 см., но она способна регулироваться. После этого изобретения к Кастильони приклеили неподходящий ему ярлык дадаиста (франц. «dadaisme», от «dada» – деревянная лошадка; в переносном смысле – «бессвязный детский лепет»).
У Акилле было свое объяснение появлению необычного табурета: «Когда я говорю по телефону, я люблю ходить вокруг него, но в то же время люблю сидеть, но не совсем». Так появилась новая манера использования стула, которую назвали: «сидеть стоя или стоять сидя». Эту линию продолжил стул Mezzadro, разработанный братьями чуть позже.
Первоначально он был сделан из сидения трактора, находящегося в производстве с начала 20 века. По словам дизайнера, возможно, проект Mezzadro является наилучшим примером желания использовать часть уже существующего объекта.
Оба эти произведения свидетельствуют о том, что значительное влияние на итальянский дизайн середины 20 века оказал американский поп-арт, толкавший дизайнеров к избавлению от старых канонов. Сам Кастильони относил стулья Sella и Mezzadro к объектам ready-made, то есть к объектам, созданным из готовых предметов повседневной жизни. Дизайнер не менял их внешний вид, а лишь дал уже привычным вещам новое воплощение.
Используя свой принцип наблюдения, Кастильони заметил, как, забираясь на стул, дети подбирают под себя ноги и подкладывают подушки. В результате в 1970 году он создал стул Primate, у которого помимо небольшого сидения есть еще и подушка, чтобы упираться коленями.
«На Востоке такая поза не означает ничего недостойного и вульгарного. Впрочем, я сознаю, сколь трудно изменить формы поведения, к которым люди давно привыкли», – говорил дизайнер. По его мнению, модель Primate подчеркивает возвращение к эргономике, внимание к природе человеческого тела.
Для своего времени такой дизайн вещей оказался слишком прогрессивным и непонятным. В массовое производство стулья были запущены только в 1983 году фабрикой Zanotta.
Среди вещей, опередивших свое время, был и портативный пылесос Spalter, который можно было носить на плече. Братья Кастильони сотворили его в 1956 году для компании Rem. Революционная модель Spalter легко катилась по полу, а прикрепив ремни, ее можно было повесить на спину.
В дизайне пылесоса Акилле и Пьер Джакомо нашли ту магическую формулу, благодаря которой предмет смотрелся технически впечатляющим, внушающим доверие, он был удобен для потребителя и одновременно легко вписывался в домашнюю среду.
Знаменитый фонарь-удочка
Помимо мебельной сферы, Кастильони очень много работал в области дизайна света, сотрудничая с такими известными производителями, как Arteluce, Flos, Fontana Arte. Светильники, спроектированные для них, принесли ему подлинную славу.
Если до этого момента вам никогда не приходилось видеть или слышать о стульях Sella и Mezzadro, то образ лампы Arco, созданной Аккилле Кастильони совместно с братом, наверняка вам встречался. На это творение Аккилле вдохновил… обычный уличный фонарь. Работая над дизайном данного светильника, Акилле хотел совместить в одном предмете функции торшера и подвесной лампы.
Лампа Arco представляет собой светильник, висящий на длинной дуге, которая крепится к мраморному блоку весом 65 кг. Изогнутая телескопическая штанга лампы регулируется по длине. С помощью регулировки плафона можно задать направление света. По всему миру были проданы тысячи этих ламп. Сегодня такой светильник можно найти в каждом третьем интерьере.
Из-за популярности Arco стало появляться большое количество незаконных копий светильника. За простые и ясные линии лампу полюбили не только почитатели коллекционных дизайнерских предметов, но и кинематографисты: за свою сорокалетнюю историю светильник снялся во многих фильмах. Кроме того, он выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Менее популярное изобретение Кастильони (но не менее великолепное) – напольная лампа Luminator, простая, как рисунок ребенка. Главное тело лампы – труба, которую венчает маленькая луковица. Труба опирается на треногу из тонких ножек. Электрический провод идет от основания как хвост. Простота и изящество – в этом весь Кастильони.
Настольную лампу Lampadina, похожую на обычную лампочку Ильича, дизайнер сделал в 1971 году в честь открытия магазина Flos в Турине. Сегодня, когда лампа накаливания доживает последние дни, интерес к этому творению может снова возрасти.
Новая жизнь старых вещей
Другая группа объектов, созданных Кастильони, – это объекты, которые были подвергнуты изменениям и получили благодаря новому дизайну необычное решение. Например, к этой группе можно отнести складной кофейный столик Cumano, созданный в 1979 году. Здесь явно прослеживается прием Кастильони: он выбирает объект, который существует десятилетиями, а иногда веками, и изменяет его согласно новым технологиям и требованиям современной жизни.
Так дизайнер взял классический маленький кофейный стол и, введя складное соединение, сделал его складным. Также он проделал небольшое отверстие в столешнице, чтобы стол было удобно брать при переноске или даже повесить на стену в качестве декоративного элемента.
Кофейный стол Basello из той же серии. В нем 2-3 полки нанизаны на ножку, что позволяет им вращаться вокруг оси. По подобному же принципу организована и книжная полка Joy: семь полок собраны на единую ось и могут вокруг нее свободно вращаться. Таким образом, повернув все полки в одну сторону, конструкцию можно поставить вдоль стены или, развернув полки в стороны, поместить ее в центре комнаты.
Вызвать любопытство
На счету итальянского дизайнера Акилле Кастильони более полторы сотни созданных им уникальных объектов. Это и хрустальные бокалы-перевертыши, и пепельница, по периметру которой вместо традиционных выемок для сигарет – закрученная в спираль металлическая проволока, и бутылки для масла, и поднос, превращающийся в сервировочный столик, и набор кухонных и столовых приборов, и даже улыбающийся стереофонический радиофонограф.
Мастер всегда считал, что «задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства». И ему это удавалось. В созданных Кастильони объектах удивительно удачно соединились их функциональность и оригинальный дизайн.
Прежде всего дизайнер исходил из потребительских качеств предмета, считая, что «человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы оно было нужно людям и получилось доступным всем».
Кастильони также являлся автором дизайна временных конструкций для многочисленных выставок, ярмарок и демонстрационных залов. Он немного занимался градостроительством и графическим дизайном, проектировал интерьеры и шоу-румы.
С 1969 года Кастильони преподавал на архитектурном факультете в Турине и Милане, где готовил новые поколения дизайнеров. «Новый дизайн должен определяться в большей степени потребностями, а не страстью к стилистическим изменениям. В конечном счете, дизайн – это просто проектирование», – говорил Кастильони своим студентам.
«Начинайте всегда с черты. Простота всегда приведёт вас к нужной цели». Это главное правило, которому Кастильони всю жизнь учил своих студентов. Светильник-удочка Arco – наглядное доказательство того, что сам маэстро всегда неотступно ему следовал.
Акилле Кастильони умер 2 декабря 2002 года в Милане. Но в студии, где дизайнер работал последние десятилетия, до сих пор идет оцифровка его идей…