- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Архитектор Марио Ботта
В 1970 году Ботта основал собственное архитектурное бюро, занимавшееся строительством вилл. Крупные заказы начали поступать в 1980-е, а расцвет его творчества приходится на рубеж 20 и 21 веков.
Сам архитектор заявляет о своей приверженности историческому детерминизму – то есть его проекты являются отражением эпохи. Подчеркнутый геометризм его построек сочетается с повышенным вниманием к их природному и архитектурному окружению. Он создаёт многие культовые и культурные сооружения, свободно смешивая традиции античной и средневековой архитектуры с находками современности, не забывая и о теоретических построениях.
Не удивительно, что Ботта не только получил известность как практикующий архитектор, но и стал играть заметную роль в мире архитектурной теории, регулярно выступая с лекциями в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке.
В 1976 году он вступил в должность приглашенного профессора в Государственном политехническом институте в Лозанне, а в 1988 году – в архитектурной школе Йельского университета, одного из самых престижных университетов США. В 1996 году Марио Ботта был приглашен в качестве составителя программы для вновь созданной Академии архитектуры Швейцарско-Итальянского университета в г. Мендризио, где с того времени он руководит учебным процессом.
За сорок с лишним лет мастер реализовал около ста проектов, включая дизайн мебели, часов, декоративно-прикладных и малых архитектурных форм, оформление спектаклей.
1989, 1993 - Лауреат премии CICA Award
1995 - Европейская премия в области культуры
1995 - Награда Международного комитета архитектурных критиков
1997 - Почетный член Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA)
1999 - Кавалер французского Ордена Почетного Легиона
Его здания – простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и легких ажурных деталей, глухие кирпичные стены, скупо прорезанные световыми щелями или внезапно разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют бункерами-бельведерами.
Критики называли Ботта бруталистом, кубистом, неорационалистом, а его стиль спартанским классицизмом. Общеизвестно и увлечение Ботта итальянской романской архитектурой. Но из всех критиков правы, видимо, те, которые называют его неклассифицируемым. Марио Ботта – это Марио Бота, и этим все сказано.
Ботта известен тем, что невероятно качественно вписывают свои постройки в среду, и в своих работах умело сочетает модернистскую эстетику (дань учителю Ле Корбюзье) с геометрическими формами (влияние местной архитектуры). Кроме внимания к местным традициям архитектор отдает должное и европейской классике, с ее принципами осевой пространственной организации и композиционной симметрии.
Первым ярким примером тому будет здание церкви Сан-Джованни, возникшее в ознаменование трагических событий, оно имеет овальный план и снаружи представляет собой срезанный цилиндр – формальная находка Ботта, которую он повторил потом в соборе в Эври, в Музее современного искусства в Сан-Франциско и в часовне на Монте Тамаро.
Храм Сан-Джованни сложен из местного камня, облицован белым мрамором и серым гранитом и покрыт плоской стеклянной крышей. Несмотря на тщательно подобранное сочетание цветов и фактур полосатой кладки, здание сначала кажется чем-то индустриальным – куском трубы, торчащий из земли, который шокирует.
Но если снаружи может показаться, что постройка не соответствует своему назначению, то сомнения рассеивает ее изумительный интерьер. Это очень маленькое пространство, которое скорее соответствует часовне, чем церкви. Но оно обладает главным качеством сакрального интерьера – здесь есть ощущение мистической радости, близости к Богу.
Чередование темных и светлых полос камня задает пространству собственный ритм, не связанный с окружающим миром. Сквозь витраж крыши падают полосы света и, перекрещиваясь с полосами кладки, движутся по стенам и полу зрелище космической, божественной геометрии.
Это движение может быть медленным или стремительным, торжественным или драматичным, но это главное, что здесь происходит. Как в настоящей готической архитектуре, интерьер здесь творится светом. Именно готика, а не романтика является прототипом постройки: большой витраж в маленьком объеме, острый угол среза кровли.
Еще один широко известный проект церковного здания сыграл заметную роль в архитектурной истории – в ходе возрождения интереса к модернизму, с которым Ботта всегда сохранял прочную связь. Часовня на горе Монте-Тамаро на высоте 2000 метров над долиной – одно из самых зрелищных произведений современной европейской архитектуры.
Романтическое творение Ботта напоминает средневековый бастион и одновременно – римский виадук. Ботта снова использует свой срезанный цилиндр, только здесь он глухой, к нему пристроены длинный пандус и лестница. Выложенный из грубо обработанного порфира, объем выглядит, будто рыцарский замок, контролирующий альпийские перевалы. Ряд прямоугольных окон-бойниц, каменные водометы и наблюдательная площадка на крыше усиливают впечатление крепости.
Интерьер часовни представляет собой настоящую романскую архитектуру, естественный свет дозирован и выхватывает из мистического мрака немногие, но значимые элементы, освещаемые сверху из скрытого источника в алтаре или помещенные в верхних откосах окон.
В этих работах характерные для модернизма чистые абстрактные формы сочетаются в проектах Ботты с повышенной чуткостью в отношении эмоциональных и физических потребностей человека. Большинство этих проектов отмечено продуманным использованием естественного света, который пронизывает внутреннее пространство и выгодно подчеркивает пластику внешнего объема здания.
С этим связаны и два наиболее характерных компонента «авторского почерка» Марио Ботты: использование зенитных фонарей, при значительной высоте потолков создающих в интерьере ощущение воздушности и простора, и лаконичная скульптурность внешнего объема, эффект которой усиливается с помощью отделки фасадов плитами двух контрастных цветов с четким членением поверхности на составляющие элементы.
Архитектура Ботта вне стиля или моды, даже вне местной культуры
Музей современного искусства с экспозициями итальянских и зарубежных авторов – один из важнейших центров культурной жизни Трентино. Здание знаменито своими классическими формами и главным элементом – куполом, похожим на купол Пантеона.
Созданные за последние 40 лет масштабные городские проекты Марио Ботты развивают темы, найденные в его ранних жилых постройках. В первую очередь они проникнуты столь же пристальным интересом к различным аспектам историко-средового контекста – таким, как традиционная для данного региона строительная технология, особенности ландшафта, местная повседневная культура, включая ее прошлое и настоящее.
Наиболее значительные среди построенных архитектором общественных зданий – Культурный центр Мальро в Чембери, Библиотека в Вийорбане (Франция), Банк Готтардо в Лугано, художественная галерея Ватари-Ум в Токио, Собор в Эври (Франция), Музей Жана Тингели в Базеле, Синагога Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве, Муниципальная библиотека в Дортмунде (Германия), Центр Фридриха Дюрренматта в Невшателе (Швейцария).
Музей современного искусства в Сан-Франциско больше похож на гипертрофированный дизайнерский объект, и к нему трудно применить стандартные оценки. Но внутри все очень архитектурно, функционально и продуманно. Центральный световой фонарь, который снаружи смотрится как усеченный цилиндр (именно этот прием Ботта любит и часто повторяет), снабжает 5 этажей здания, особенно галереи на верхнем этаже, светом.
Остальные экспонаты музея тоже освещаются в основном верхним светом через оригинальные фонари. Интерьеры музея весьма незаурядны. «Вездесущая полосочка» применена мастерски, хотя кое-где, особенно на фасадах, она звучит иронично. Талант архитектора позволил сочетать парадоксальное-нарочитую неуклюжую массивность и тонкую, даже эстетскую элегантность в одном здании.
Новая постройка Wellness Бергоасе в Арозе площадью 3,5 тыс. кв. м гармонично сочетается как с отелем Tschuggen Grand, так и с каменистым горным ландшафтом. Строение, расположенное на высоте 1800 м над уровнем моря, «врезано» в скалу, а различить его издалека можно по парусообразным конструкциям стеклянных крыш, которые днем «ловят» солнечный свет, а ночью, при искусственном освещении, становятся подобны ярким маякам.
Пространство комплекса разделено на четыре этажа. Цокольный этаж предназначен для технического оборудования, обеспечивающего работу всего центра. Первый этаж отведен под бассейн и солярий, кабинеты по уходу за телом и кабинеты красоты, парикмахерскую и туалетные комнаты. На втором этаже находятся рецепция, помещения для обслуживающего персонала, гардеробные для проживающих в отеле, сауны и застекленный мост, соединяющий комплекс с отелем. На третьем этаже – самая большая в комплексе зона отдыха и несколько бассейнов.
Итальянец в России
Петербург постепенно отвоевывает у первопрестольной былой столичный статус, для чего привлекает к разработке планов реконструкции и обновления лучшие творческие силы планеты. На конкурс пригласили и творческого швейцарца. Марио Ботта принимал участие в конкурсе проектов нового здания Мариинского театра, проведенного в 2003 году.
Забавно, но имя Марио как нельзя более созвучно названию театра. Но проекту швейцарца предпочли проект француза Доминика Перро, тоже ультрасовременный и огромный остекленный каркас, но больше напоминающий ячеистое гнездо или паутинный кокон, нежели фонарь.
Впоследствии в проекте обнаружили около 400 инженерных просчетов, строител ьство приостановили, авторские права выкупили и перепоручили московскому архитектору Алексею Денисову. Директор Мариинки по поводу конкурса театрального здания выразился в том смысле, что мы не можем позволить себе роскошь допустить архитекторов поучиться на практике проектировать театры. Да уж, искусство требует жертв - особенно материальных…
Вазы и стулья
Талантливые люди талантливы во всем, исключением не стал и Марио Ботта. Настоящий архитектор видит весь проект от фундамента до кровли, от экстерьера фасада до интерьера помещений, так и Ботта известен в том числе и своими работами в области дизайна и разработок мебельных коллекций.
Еще в 80-х он создавал прозрачные и легкие элегантные стулья из металла для бренда Alias. Стул «Секонда» представляет собой диагональную консоль, где вместо стальной трубки задействована алюминиевая лента, а вместо плоскости спинки — вращающийся металлический валик.
Стул «Квинта» — это стальная рама, на которой укреплены металлические детали с отверстиями в качестве сиденья и спинки. Жесткие графические линии стульев Quinta и Seconda в сочетании с хорошо решенной геометрической структурой зарекомендовали Ботта как хорошего художника и одновременно инженера.
Расширив творческие границы, Ботта создал серию коллекционных ваз Tredicivasi, которые были представлены в галерее Bruxelles. Коллекция объединила большие неординарные вазы, изготовленные из оловянных листов, расплавленных, формованных и затем спаянных вручную, а затем отполированных до зеркального блеска. При этом возникли довольно интересные объемно-пространственные решения.