Дальневосточная премия Barlette
Barlette
Новости
  • 25.12.2017

    Новогодний интерьерный вечер

  • 20.12.2017

    Вечер интерьерного квеста от журнала BARLETTE

  • 23.10.2017

    Победители II-ой Дальневосточной премии BARLETTE

  • 14.09.2017

    Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке

  • 24.03.2017

    Весна для дизайнеров интерьера началась с путешествия по новинкам фабрики «Волховец».

  • 17.03.2017

    Приглашаем дизайнеров Владивостока на бесплатный семинар

Партнеры
  • DOORICO

Архитектор Альдо Росси

В одном из микрорайонов Манчестера (Англия) в 2012 году впритык выросли однотипные здания из красного кирпича. Архитектура домов нарушила душевный покой местных жителей и журналистов: выстроенные в ряд кубики с остроконечными крышами-пирамидками и огромными прямоугольными окнами, казалось, были построены по рисункам трёхлетних художников. «Мы хотели создать что-то, что было бы похоже на типичный дом», - оправдывались проектировщики. По их словам, строить такие «типичные дома» их вдохновил знаменитый итальянский архитектор Альдо Росси, обладатель Притцкеровской премии.

архитектор
Архитектор Альдо РоссиАрхитектор Альдо Росси родился в Милане в 1931 году. В 1959 окончил Миланский Политехнический институт, получив архитектурное образование. В годы учебы возвел свою первую постройку - жилой дом в Неаполе. В 1966, в период теоретической активности, опубликовал книгу «Архитектура города», которая впоследствии была переведена на несколько языков и пользовалась огромным международным успехом. Альдо Росси преподавал в школе архитектуры в Милане, в университете в Венеции, в Цюрихе, Испании, Соединенных Штатах.

В начале 70-х Росси спроектировал первый блок квартир в Милане: квартал Галаратезе. Итогом его деятельности в те годы стали проекты плавучего «TeatrodelMondo» в Венеции (1979) и муниципального кладбища в Модене (1980). В 80-х Росси обратил свое внимание на проектирование мебели и занялся крупными градостроительными проектами. Одной из интересных работ Росси стала реконструкция театра Карло Феличе в Генуе.

В 1983 –он директор архитектурного отделения Венецианской Биеннале, член группы «Тенденция». В 1988 выиграл конкурс на строительство Немецкого исторического музея в Берлине. В 1990 Росси стал лауреатом Притцеровской премии. Росси не только проектировал и строил различные здания, но также продолжал теоретическую работу и активно занимался дизайном мебели, предметов интерьера, посуды. По словам современных архитекторов, для творчества Альдо Росси характерна простота, граничащая с аскетизмом, что в свою очередь порождает атмосферу отрешенности.
Архитектор Альдо Росси

Город, как человек, помнит свое прошлое

Здания, спроектированные Росси, не рассчитаны на то, что глядя на них, вы будете восхищаться, умиляться и предаваться визуальному удовольствию. Они как тест Роршаха по чернильным пятнам — в этих обманчиво простых зданиях каждый видит (или воспоминает) то, что хочет видеть. Город, как человек, помнит свое прошлое, а архитектурные памятники – и есть «воспоминания», придающие ему определенную структуру, - утверждал Росси в своей книге «Архитектура города» («L’architetturadellacittà»), изданной в 1966 году.
Архитектор Альдо РоссиВ своих теоретических работах Росси критикует характерное для архитектурно-градостроительной практики 1960-х годов отношение к городской среде. Архитектор спорит с представлением о том, что город может проектироваться и создаваться как единовременно возникающий объект, существующий вне времени. Города, по мнению Росси, имеют тенденцию развиваться во времени и накапливать «коллективное сознание».
 
Архитектор всего лишь создает площадку, предназначенную для проигрывания определенных сценариев, и «архитектура в большей степени ритуал, чем творчество», - любил повторят профессор Альдо Росси на своих лекциях, которые он читал на родном итальянском, а также английском, французском и немецком языках в крупнейших университетах Европы и США.
 
Эту идею можно проиллюстрировать с помощью школы в Фаньяно-Олона (Италия), в которой, например, предусмотрено специальное место, где можно делать фотографии всего класса.

Похороны — это тоже ритуал в жизни каждого человека. В 1970 году Росси приступает к модернизации кладбища Сан Катальдо в Модене (Италия). Кладбище в старинном городе с многовековой историей хранит память о нескольких поколениях, похороненных здесь, и грядущие поколения найдут покой в этих холодных бетонных объятиях.
Архитектор Альдо РоссиАльдо Росси выполняет проект в простых геометрических формах из кажущейся бесконечной серии колоннад, окружающие куб колумбария. Это город мертвых, в нем даже обычные геометрические формы иррационально мучительны для живого восприятия, но если отвлечься от эмоций, то возникает ощущение, что время остановилось.
 
И вечность, выраженная в этой архитектуре, становиться фоном, на котором разворачивается драма человеческой жизни. «Я всегда утверждал, что места более сильны, чем люди, неподвижная сцена, более сильная, чем преходящая последовательность событий», - написал Росси в «Научной Автобиографии». «Это - теоретическое основание не моей архитектуры, а самой архитектуры».

Впрочем, созданная Росси в прямом смысле слова «подвижная сцена», потрясает силой воображения. К Венецианской биеннале 1979 года архитектор придумывает плавающий театр «TeatrodelMondo». Здание в форме восьмиугольной башни с пирамидальной крышей, похожее на кофейник, было построено на деревянной барже и перемещалось по каналам Венеции.
 
Привычные пейзажи старинного города таинственным образом то менялись, то вновь становились прежними, в зависимости от того, куда на этот раз пришвартуется плавающее здание. «Место, где заканчивается архитектура и начинается мир воображения», - так сам автор охарактеризовал свой проект.
Архитектор Альдо Росси

Кофейник, как образ дома

Геометрические формы (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед), восстановленные в своей чистоте в зданиях Росси – это своего рода противодействие уничтожению истории, создание ауры целостности и подлинности посреди суматохи современного города.
 
Повторение геометрических форм в одном проекте создает ощущение устойчивости, стабильности и вечности, как например, корпуса-параллелепипеды здания на Новой площади в Перуджи (Италия) или колонны-цилиндры отеля «Палаццо» в Фукуоке(Япония). Кстати, янтарный фасад отеля «Палаццо» напрочь лишен окон, за что архитектора не раз критиковала пресса.
 
Объясняя отсутствие окон, Альдо Росси апеллировал к роману английского писателя Эдварда Форстера «Комната с видом»: «В начале романа вид на Флоренцию очень важен. Но в финале действительно важным оказывается пребывание в самой гостинице, любовь и жизнь, разворачивающаяся внутри».
Архитектор Альдо РоссиВидимая обманчивая простота зданий Росси, узнаваемые с детства по игре «в кубики» геометрические фигуры заставляют сознание идти вглубь объекта, чтобы соприкоснуться с его сутью. Так сам Росси в начале своей карьеры часами, сам не понимая почему, сидел в большой кухне у госпожи S, живущей на Озере Комо, рисуя кофейники, кастрюли, бутылки.
 
Ему особенно нравились странной формы эмалированные кофейники: синие, зеленые, красные. Они станут миниатюрами его будущей фантастической архитектуры. А рисунки Альдо Росси получат не меньшую известность, чем здания им спроектированные. И это при том, что в пору ученичества один из преподавателей заявил, что студент Миланского политехнического университета Росси рисует так, словно он – деревенский строитель.

Интересно, что ирреальный образ кофейника, повторяющийся во многих рисунках, а иногда в виде башни с конусообразной крышей вырастающий на улицах какого-нибудь европейского города, однажды все-таки превратился в настоящий кофейник, из которого можно налить ароматный напиток.
 
Итальянская компания Alessi поручила Росси разработать дизайн кофейной и чайной посуды, которая стала шедевром утонченности и изящества, воплощенных в предметах повседневной жизни.
Архитектор Альдо Росси

«Моя архитектура не зависит от времени»

Два десятилетия - 1970-80-е годы - Альдо Росси был одним из самых влиятельных архитекторов мира. Его произведения получили признание сразу в нескольких областях: теории архитектуры, живописи и графике, собственно архитектуре, а также проектировании изделий. Можно снять номер в отеле Росси с картиной Росси над кроватью, носить наручные часы Росси, сидеть в кафе на стуле Росси и наливать себе кофе из кофейника, сделанного по его эскизам.
 
На трех континентах он создавал для людей тот вечный фон, на котором разыгрывается драма человеческой жизни: школы, университетские корпуса, торговые центры, театры, музеи, жилые кварталы, кладбище... Альдо Росси оставил в наследство потомкам более 100 зданий в Европе, США, Канаде, Японии и офисы в Нью-Йорке, Гааге, Токио, Милане. 
Архитектор Альдо РоссиЖизнь Альдо Росси трагически прервалась на 66-ом году в результате автомобильной катастрофы. В некрологе, напечатанном в крупнейшей газете мира «The NewYork Times» в сентябре 1997 года, напишут: «Человеческая жизнь может казаться хрупкой игрушечной, и, одновременно поражать своим колоссальным масштабом. Точно также, как здания, созданные архитектором Альдо Росси».

В 2012 году после публичных объяснений проектировщиков общественность Манчестера успокоилась и приняла странных домов «а-ля Росси». Действительно, что может быть гармоничней, проще и таким непонятным, чем куб, пирамида, цилиндр, конус или шар, вписанные в городскую среду. Будто кто-то вынес на улицу детский строительный материал огромных размеров.
 
И построенные из него сразу крошечные и гигантские здания, измеренные собственным масштабом, стоят и будут стоять, как воспоминания детства, неподвластные разрушениям. И, конечно, жители Манчестера одобрили появление новых домов по тому же проекту. В таком «типичном доме» живет вечность, неизменность, постоянство, нейтральность, неподвластные времени, как кофейник с горячим кофе, стоящий на кухонной плите. Как домик с крышей-пирамидкой на рисунке ребенка.
Архитектор Альдо Росси«Я всегда чувствовал, что моя архитектура не зависит от времени. Всю жизнь я избегал сплетни, которая окружает группы, школы, журналы, газеты, архитекторов, и так далее. Но прежде всего, я всегда отклонял стили и моды», - сказал Альдо Росси в своей благодарственной речи на вручении Притцкеровской премии (аналог «Нобеля» по архитектуре, учрежденной семьей Притцкеров - владельцами сети отелей Hyatt).
 
«Я не одержим архитектурой, но я всегда пытался сделать архитектуру честным открытым путем, как все те люди, которые честно работают по своей специальности. Как каменщики или рабочие, которые строят соборы, фабрики, большие мосты...».

 

 

Облако тегов: стили архитектуры Архитектура века
Смотрите также:

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry