Новости
  • 01.07.2018

    14 июля - Проект ART FAMILY - выставка молодых художников

  • 25.04.2018

    Дизайн от испанского мастера Хайме Айона

  • 20.04.2018

    «Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale

  • 20.03.2018

    Клинкерная фасадная плитка – тренд 2018!

  • 07.02.2018

    Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.

  • 14.09.2017

    Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке

Партнеры

Архитектор Антонио Гауди

Архитектура Антонио Гауди поистине уникальна. Тех, кто мог бы ему подражать, немного. Но из таких, как он, индивидуальностей и состоит, собственно говоря, весь ХХ век – век модерна и творческой эволюции.

«Это безумие — пытаться изобразить несуществующий объект». А. Гауди

архитектор
Архитектор Антонио Гауди
Полное имя Гауди – Антонио Пла?сид Гильем Гауди?-и-Корнет. Будущий великий архитектор родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. Рыжий и голубоглазый, словно специально отмеченный Богом, он не походил на типичного испанца.

Семья его не отличалась богатством, но отец, простой медник, сумел привить сыну любовь к ремеслу в широком понимании этого слова. Детство Гауди прошло у моря. Неудивительно, что все его дома напоминают замки из песка. Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве.

Его внимание надолго приковывали волны, цветы, животные… Антонио хотел стать архитектором, но при этом не желал ничего изобретать. Он мечтал строить так, как строит природа, лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами – деревья и облака.

Провинциальную школу архитектуры Гауди закончил в 1878 году. Еще будучи учеником, работал чертежником под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра.

Безуспешно участвуя в конкурсах, он изучал ремесла: выполнял множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал мебель для собственного дома – вот тогда-то и пригодились переданные отцом умения! Гауди ненавидел замкнутые, геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия.

Он избегал прямых линий, считая, что прямая линия – это порождение человека, а круг – порождение Бога. Поэтому образцом совершенства он считал куриное яйцо.

Архитектор Антонио Гауди

Период раннего творчества Гауди отмечен влиянием архитектуры Барселоны и испанского архитектора Марторела. В это время строятся его первые, богато декорированные, выдержанные в стиле раннего модерна объекты. Это «стилистические близнецы» – нарядный дом Висенс и причудливый Эль Каприччо, компромиссный дом Кальвета – единственное здание, признанное и любимое горожанами при жизни Гауди.

Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле – школа при монастыре Святой Терезы. Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча в 1883 году с текстильным магнатом Эусеби Гуэлем, его будущим покровителем и другом.

Архитектор Антонио Гауди

Несдержанные фантазии Гауди и немалые средства Гуэля встретились и обогатили Каталонию прекрасными павильонами усадьбы семейства Гуэль, часовней и криптой колонии Гуэль и фантастическим парком Гуэля в Барселоне – огромным природно-архитектурным комплексом. В основе идеи Гуэля и Гауди лежала популярная тогда английская концепция создания города-сада, своеобразного рая на Земле, в котором люди будут жить вдали от индустриальных ужасов.

Однако Эдем вышел явно неоднозначным. В нем есть вход и выход, но нет начала и нет конца. Изгибы форм, перепады высот, колонны, замаскировавшиеся под деревья, и яркая змеевидная скамья, окаймляющая дорический храм, уходящая вдаль и возвращающаяся из ниоткуда. Все это не похоже на образ рая как конечной цели человеческого пути.

Архитектор Антонио Гауди

Вскоре Гауди выходит за рамки доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый стиль. Спроектированный Гауди дом фабриканта в Барселоне, так называемый дворец Гуэля, представлял собой целую религиозно-философскую концепцию.

Погреб – это ад. Огромная, простершаяся на 20 метров ввысь гостиная символизировала землю и небо. Наконец, крыша со шпилем, устремленным к жаркому испанскому солнцу, представляла собой архитектурную вариацию рая. С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, а вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь».

Архитектор Антонио Гауди

Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя, – дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии – дом Бальо. Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну. Однако фактически в своем творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке.

Чтобы не «резать» помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчеты. Это программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полетов. Квартал Эщампле – место сосредоточения построек Гауди. Дом Батло (1904-1906), одетый в мозаику-чешую, меняющую свой цвет в зависимости от освещения.

Архитектор Антонио Гауди

Среди жителей Барселоны он известен под зловещим прозвищем – «Дом костей». Достаточно одного взгляда для того, чтобы понять причины возникновения этого имени. Решетки окон и балконов кажутся составленными из фрагментов скелета неизвестного гигантского существа. Следующая достопримечательность квартала - дом Мила (Каса Мила) (1905-1910), более известный в Барселоне под именем «Ла Педрера» – «Каменоломня».

Это последняя относительно завершенная постройка архитектора и самый невероятный из жилых домов столицы Каталонии, а возможно, и мира. Одним Каса Мила напоминал недавнюю железнодорожную катастрофу. Другие вспоминали о шутке Русиньоля по поводу обитателей, которым остается только разводить змей среди скрученных и изогнутых стен. Этот юмор был направлен на разрушение беспощадной серьезности Каса Мила.

Архитектор Антонио Гауди

Впрочем, сегодняшняя суровость этого дома далека от первоначальной задумки Гауди. Огромное многоквартирное здание должно было стать образцом удобного жилья, имеющего не только центральное отопление и горячую воду, но и свой собственный рукотворный ландшафт. Гауди предложил всем жильцам украсить балконы пышной растительностью.

Будучи специалистом в области гидравлики, Гауди даже предусмотрел систему самоирригации, позволяющую растениям собирать влагу в объеме, превышающем обычную норму в этом регионе. Каса Мила – это одновременно и каменная гора, и море, покрытое волнами, и кусок живой природы, вырванный из скал Каталонии, и удобное городское жилье.

Архитектор Антонио Гауди

Гауди был экспрессивен и прагматичен одновременно. Он творил жизнь. В том же квартале обрела каменную плоть главная и самая удивительная фантазия Гауди – собор Святого Семейства (Саграда да Фамилиа) – пересказанный в камне и бетоне Новый Завет. Сюрреалистическая готика, на стенах которой обитают святые, черепахи, саламандры, улитки…

Фасад собора похож на один из тех песочных замков, которые все так любят сооружать в детстве. Возведению величественного здания Гауди отдал, по одним источникам, 37 лет жизни, по другим – 43 года. Последние 16 – только ему. Но храм так и остался незавершенным. Одна из причин – отсутствие средств.

Архитектор Антонио Гауди

Строительство велось на пожертвования горожан. Некоторые, правда, и вовсе считают, что тайный замысел Гауди – это вечное воздвижение храма. В любом случае, строительство великого собора Европы продолжается по сей день. Постройка этого здания была для архитектора неким служением.

Последние годы зодчий провел как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию созданию бессмертного собора Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры.

Архитектор Антонио Гауди

Он не брал денег за свой труд, напротив, все средства вкладывал в постройку собора (нередко ходил по улицам с кружкой для подаяний), тщательно отделывал завершения башен храма и безустанно украшал свое произведение: «чтобы ангелам было приятно смотреть».

Когда одетого в лохмотья старика сбил трамвай, никто из свидетелей трагического происшествия не узнал в нем знаменитого архитектора. Похоронили Гауди в его соборе, под сводами арок из переплетенных «ветвей» колонн.

Облако тегов: стили архитектуры Архитектура века
Смотрите также:

Имя (Псевдоним): E-Mail:
Секретный код: сменить цифры Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry