Новости
  • 24.09.2018

    Внимание, конкурс для дизайнеров! Автору лучшего проекта - поездка в Германию.

  • 01.07.2018

    14 июля - Проект ART FAMILY - выставка молодых художников

  • 30.04.2018

    28 апреля в салоне «Аквариус» прошла потрясающая презентация фабрики Hansgrohe/Axor.

  • 25.04.2018

    Дизайн от испанского мастера Хайме Айона

  • 20.04.2018

    «Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale

  • 20.03.2018

    Клинкерная фасадная плитка – тренд 2018!

Партнеры

Архитектор Оскар Нимейер

Минувший XX век насчитывает множество крупных событий, произошедших в результате изменений в экономике, науке, политике, технике, идеологии, медицине и культуре. В это нелегкое время родились и творили немало гениев искусства, подарившие миру шедевры, по сей день удивляющие и покоряющие своей красотой. Одним из таких великих архитекторов, кто видел прошлое столетие собственными глазами, остался бразилец Оскар Нимейер, в этом году ему исполняется 105 лет. Возможно, некоторые скептики скажут, что архитектура не является искусством, но лишь до того момента, как воочию не увидят его прекрасные творения из железа и бетона.

Цитата
«Меня никогда не привлекали прямые углы, жесткие негнущиеся линии, которые так типичны для всего, что сотворено человеком. Напротив, меня всегда манили причудливо изогнутые и чувственные линии. Ведь именно такие линии напоминают мне горы родной Бразилии, высокие облака, свободные изгибы рек и тело любимой женщины...»
Архитектор Оскар Нимейер
Архитектор
Архитектор Оскар Нимейер Оскар Рибейру де Алмейда де Нимейер Соарис Филью родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро, в обеспеченной семье и воспитывался в доме родителей матери. Отец и мать Оскара Нимейера – португальцы, но архитектор называет среди далеких предков немцев и индейца из племени арарибойа, которое проживало много лет назад в районе Рио-де-Жанейро.

Нимейер учился в элитном колледже, там он впервые заинтересовался архитектурой. В двадцать один год Оскар женился.

В 1934 году в Рио-де-Жанейро он окончил Национальную художественную школу и спустя год начал работать в мастерской Лусиу Косты.

В 1936 Нимейер вошел в группу бразильских архитекторов, работавших вместе над проектом помещения Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро с Ле Корбюзье. В 1939 он стал руководителем проекта, так как Ле Корбюзье занял место консультанта. Позже он начал заниматься проектированием разных жилых построек и учреждений отдыха, до тех пор, пока в 1957 году ему не поручили реализовать генплан Лусио Косты для города-столицы Бразилии - Бразилиа.

Вплоть до 1979 года Нимейер работал над большинством общественных зданий города. В этот непростой период из-за своей нескрываемой приверженности к идеологии коммунистов в 1964 году отправился в самовольное изгнание во Францию, так как к власти пришли правые радикалы. Пробыл там около 5 лет и вернулся обратно на родину.

Начиная с 1970-х годов бесспорный талант южноамериканского архитектора начали признавать во многих культурных и профессиональных кругах всего мира, что доказывали премии и награды, присуждённые Оскару Нимейеру.

В книге воспоминаний он писал, что, по бразильским обычаям, его должны были бы именовать Оскар Рибейру (по фамилии матери) Соарис (фамилия отца), но отец, воспитанный в семье дяди, в знак благодарности присоединил его фамилию Нимейер к своей родовой – Соарис. А самого Оскара в зрелые годы стали называть просто Нимейер.
Архитектор Оскар Нимейер

Каждый период жизни Оскара Нимейера соответствует определённому этапу творчества, повлиявшему на развитие архитектурной доктрины этого великого мастера.

Первый этап (1940-1943) ознаменовался проектированием ряда зданий правительства. В них отмечается сочетание истинно бразильских элементов в переплетении с универсальными, что создаёт, как отмечает сам мастер, неподражаемую игру прямых и изогнутых линий, например, дворец Гуштаву Капанемы (здание Министерства образования и здравоохранения). Постройка дворца была инициирована президентом Жетулиу Варгаса.

Проект был достаточно дерзким для своего времени. Это была одна из первых модернистских построек в Латинской Америке, используемых государственным учреждением. Само здание в последствии оказало огромное влияние на бразильскую эстетику и архитектуру модернизма в этой стране.

При отделке использовали местные материалы (португальская бело-голубая плитка). Внутренний каркас здания, сделанный из бетона, позволил соорудить два широких фасада из стекла, а на окнах установили централизованную солнцезащиту в виде жалюзи.

Одна из наиболее значимых работ второго этапа (1943-1953) - здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В это время архитектор находится в поиске новых художественных возможностей, что приводит к смене стиля в пользу определённого органичного формализма.

Также Нимейер привносит в архитектуру этого периода поэтические мотивы, соединяет архитектуру со скульптурой, здания с природным ландшафтом, развивает свои инженерно-технические возможности, изучает возможности использования новых материалов (железобетон).

1963 – Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
1970 – золотая медаль Американского института архитекторов.
1988 – Притцкеровская премия.
2007 – Орден Дружбы (Россия).
2009 – медаль ордена Искусств и литературы Испании.
Архитектор Оскар Нимейер

В период 1953-1965 годов Нимейер активно работает над архитектурным обликом столицы Бразилии, проявляя себя по-новому, используя экспрессионизм в строительстве.

Работа в Бразилиа – с июня 1958 года непосредственно на строительной площадке, – связанная с многочисленными трудностями, серьезными лишениями и частым непониманием, была подлинным человеческим, патриотическим и творческим подвигом и принесла прекрасные плоды, вошедшие в историю мировой архитектуры, несмотря на неизбежные недостатки и противоречия.

Схема генерального плана, очертания которого напоминают взлетающую птицу, совмещает жесткость функционального зонирования и современность решения транспортной проблемы (с разделением и развязками движения и подземными пешеходными переходами) с классицистической парадностью, строгостью и динамичной симметрией осевого построения.

Жилая зона вытянута вдоль автомагистрали, изогнутой в соответствии с рельефом, а перпендикулярно к ней вдоль гребня полуострова полого спускается к водохранилищу грандиозная лестница площадей, окруженная правительственными и важнейшими общественными зданиями. Средокрестие, в транспортный узел которого включен автовокзал с видовыми площадками, отмечено вертикалью телевизионной башни.
Архитектор Оскар Нимейер Реализованные проекты этого времени явились отражением внеземной реальности, по популярности обеспечив себе место наряду с архитектурными памятниками Бразилии, имеющими тысячелетнюю историю. Одним из таких сооружений стал дворец Национального конгресса, построенный в 1960 году. Он предназначался для заседаний Национального конгресса Бразилии.

Само здание похоже на параллелепипед, на котором располагаются две полые полусферы, а между ними - 2 параллельных стометровых небоскреба. Прямо под повернутой вниз полусферой находятся помещения Федерального сената, под повернутой вверх полусферой, напоминающей чашку, - помещения Палаты депутатов. Все зоны этого здания соединены с соседними частями подземными коридорами, принадлежащими огромному комплексу.

Ещё одним творением бразильского архитектора в эти года становится Кафедральный католический собор Пресвятой Девы Марии, сооруженный в стиле модернизма. Именно за проектирование этого собора Оскар Нимейер получил в 1988 году Притцкеровскую премию.

Здание состоит из 16 колонн - линейчатых конструкций, имеющих форму однополостного гиперболоида, символизирующих поднятые к небу руки. Промежутки между колоннами закрыты витражами. Из-за своеобразной архитектуры внутри всё пространство заполнено светом, а чтобы достичь большего эффекта, архитектор задумал весьма темный и долгий коридор перед входом в основное помещение. Но так как Оскар Нимейер атеист, то церковь очень долго отказывалась освящать спроектированный им собор.
Архитектор Оскар Нимейер Позже, во времена военной диктатуры, Нимейер переезжает в Европу, там начинает изучать культурное наследие античности, что приводит его к следующей творческой ступени, характеризующейся оригинальностью идей и неординарностью форм - здания приобретают всё более строгие технические тона.

Этот этап творчества (1965-1989) отличается проектированием зданий общественного характера – для народа (жилое здание Копан в Сан-Паулу, здание издательства «Маншете», отель «Насионал», станция метро «Саенс Пенья» и другие).

интересно
В 1970-е годы Нимейер еще увлекся проектированием мебели. Его мягкие кожаные кресла и диваны с пружинящими «ножками» из стальной полосы, выполненные обычно совместно с дочерью, художником-декоратором Аной Марией, часто выставлялись в Бразилии и за рубежом.
Архитектор Оскар Нимейер

С 1990 годов бразильский мастер уже не бросается в омут новых стилей, форм, материалов, он занимается оттачиванием своего творческого почерка, состоящего в соединении индивидуального символизма и общественного характера сооружений. В основном Оскар Нимейер проектирует мемориальные и культурные постройки.

В 1996 году архитектор создаёт музей-«НЛО» современного искусства Нитерой. Здание в виде космического корабля располагается в городе Нитерой в Бразилии, являясь одной из главных его достопримечательностей. Замысел Оскара Нимейера можно объяснить его же цитатой: «Когда-то давно пролетавшая над городом летающая тарелка восхитилась красотами этих мест и решила остаться здесь навсегда и, приземлившись на этом месте, положила начало музею современного искусства».

Музей состоит из купола диаметром 50 метров, имеющего 3 этажа, - белоснежное сооружение из бетона и стекла. Оскар Нимейер, проектируя данный шедевр, был убежден, что функциональная и изящная архитектура - не удел многомиллионных городов, ее представители прекрасно смотрятся и в таких тихих, одиноких в архитектурном плане местах, особенно если они тесно окружены природой.

Ещё один музей, названный в честь самого автора, - Музей Оскара Нимейера – расположен в городе Куритиба, в штате Парана в Бразилии. Он был построен в 2002 году и назван Новый Музей. С завершением реконструкции и строительства нового приложения был переименован в честь его знаменитого архитектора, который закончил этот проект в 95 лет. Он также известен как Музей Глаз благодаря конструкции здания. Музей посвящен современному изобразительному искусству, архитектуре и дизайну.

В 2001 году архитектор решил преобразить здание - пристроил конструкцию из белого бетона и зеркального стекла в виде большого глаза. Это специфическое дополнение закрепило новое название - «Музей глаза» или «Всевидящий глаз». Музей сразу стал символом города Куритиба.

Несмотря на свой почтенный возраст, Оскар Нимейер продолжает творить, являя миру всё новые постройки. 26 марта 2011 состоялось открытие культурного центра в городе Авилес в Испании. Общая площадь центра 40 000 м², он включает в себя выставочное пространство (площадь 4000 м2), смотровую платформу, зал на 1000 зрителей и многофункциональный корпус с кинозалами, помещениями для конференций, репетиций и семинаров.

Оскар Нимейер - последний из ныне здравствующих великих архитекторов XX века, он и по сей день активно работает, проектируя здания для Бразилии и других стран.
Архитектор Оскар Нимейер

Облако тегов: стили архитектуры Архитектура века
Смотрите также:

Имя (Псевдоним): E-Mail:
Секретный код: сменить цифры Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry