- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Фуникулер как символ Владивостока
Красный и синий вагончики, неспешно курсируют вниз-вверх по сопке Орлиной уже пять десятков лет. За это время горный трамвайчик стал такой же достопримечательностью Владивостока, как море, военные корабли и крепость. Ежедневно из окон нашей редакции мы наблюдаем за движением вагонов фуникулера. На этот раз мы решили совершить к нему экскурсию и прокатиться на уникальном транспорте.
Слово «фуникулер» пришло к нам из Франции. «Funiculaire» переводится, как «верёвка» или «канат» – это рельсовая дорога с канатной тягой для перевозки людей и грузов по крутым склонам. Такие конструкции применяются в условиях сложного рельефа местности. Куда уж сложнее, чем во владивостокские сопки.
Строителям города, прибывшим из равнинных местностей, было совсем не просто адаптироваться к новому ландшафту. Гряда сопок, расположенная рядом с береговой линией, разделила полуостров в направлении запад-восток, создав особый микроклимат южного склона, на котором многие годы и разрастался город.
Многочисленным постройкам пришлось «взбираться» на сопки, и это потребовало от жителей возведения опорных стен и лестниц. Кстати, эти сооружения вполне могли соперничать между собой по высоте и красоте.
Лишь в 1954 году, когда Владивосток посетил Никита Хрущев, проблему передвижения владивостокцев по сопкам стали рассматривать на государственном уровне. Генсек подал в Президиум ЦК КПСС записку: «Когда мы прибыли во Владивосток, то первое впечатление о городе создалось очень хорошее.
Город представляет живописную красивую панораму: разбросан на холмах, на осеннем желто-зеленом фоне красиво белеют постройки. Но когда познакомишься ближе, когда мы поездили по улицам и по переулкам (где можно было проехать), то представляется картина совсем иная, чем при первом впечатлении на удаленном расстоянии. Есть хорошие дома и много домов новой постройки, но городское хозяйство очень запущено.
Дороги плохие, тротуары плохие, много полуразвалившихся хибарок. Нет целостности организованного города. Транспорт очень слабый. Мы ранним утром выехали и наблюдали, когда чуть ли не на крышах трамвая ехали, висели на всех крючках, где только можно зацепиться. Так как он разбросан на холмах, надо построить несколько фуникулеров с тем, чтобы разгрузить город и дать возможность людям подниматься по вертикали на каком-то удобном и дешевом транспорте.
Для этой цели лучше всего подойдут фуникулеры. Люди, поднимаясь по вертикали, могут потом растекаться по улицам и переулкам по горизонтали, по улицам, по которым легко передвигаться».
Вместо улицы – горный трамвай
Архитекторы досоветского периода видели город «парящим» над морем, Новые же веяния времени изменили облик спланированных ранее улиц до неузнаваемости: Прудовая и Миссионерская укоротились, не пересекая улицу Суханова. Успенская скрылась от взора зданием Управления пограничных войск, постепенно растворяясь в более поздних постройках.
А улица Ключевая исчезла вовсе – по ней теперь проходит владивостокский фуникулёр. Так сложилось, что при строительстве чего-то «грандиозного» страдают более ранние постройки, вставшие на пути. При возведении рельсовой дороги пришлось снести часть здания Пушкинского театра, где располагались библиотека и столовая.
В декабре 1954 г., выполняя наказ Хрущева, Совмин утвердил генеральный план строительства Владивостока, разработанный ленинградским отделением Гипрогора. Согласно плану в городе планировалось построить два фуникулера. Один в районе Гайдамаковского парка -800 м, другой - 300 м, на месте нынешнего фуникулера.
Как писала газета «Красное Знамя» в 1960 году, оба планировавшихся фуникулера по своей конструкции и мощности не имели себе равных в СССР. Однако грандиозным задумкам осуществиться не пришлось: гайдамаковский фуникулер так построен и не был, его вагончики исчезли в неизвестном направлении. Построенный фуникулер на склоне сопки Орлиной от улицы Суханова, над Ключевой и Всеволода Сибирцева до Пушкинской, оказался короче планируемого почти на 100 м.
Сооружали фуникулер всей страной: подъемное оборудование привезли из Донецка, двигатель из Харькова,вагоны из Ленинграда.5 мая 1962 г. фуникулер был запущен.Кстати, вагончики до сих пор действуют те же самые, что и 50 лет назад.
Изготовили их по индивидуальному заказу, так как вагоны для каждого фуникулера делаются уникальные - в зависимости от угла уклона. Со временем менялся только дизайн. Изначально вагончики были бежевые с красным и зеленым декором, в 1990-е стали белыми, сейчас один вагон красный, другой - синий.
С оглядкой на Запад
Жителям Европы фуникулеры служат с конца 19 века. Это удобный транспорт, помогающий сэкономить время, сберечь ноги и не сбить дыхание. Линии фуникулёра, выполняя транспортную работу, одновременно становятся аттракционом, предметом внимания туристов. Например, в Барселоне, чтобы забраться на лучшую панорамную площадку, лучше всего воспользоваться ретро-транспортом. Фуникулер в этом городе открыли в 1901 году.
В Лиссабоне горный трамвайчик «ползает» по склонам города с 1885 года. В Париже фуникулер пустили еще в 1900 году. Спустя 31 годего пришлось закрыть - система водного противовеса имела множество недостатков. Затем он был полностью перестроен и в 1935 году стал электрическим. После очередной реконструкции парижский фуникулер, отработавший 50 с лишним лет, возобновил свою работу в современном виде.
Считается, что маршрут из исторического центра австрийского Инсбрука до ультрасовременной станции Хунгербург на местном фуникулере надо проделать каждому гостю, чтобы увидеть уникальную станцию, которую дилетанты называют космическим кораблем, а профессионалы – «ледниковым периодом» в творчестве иракской женщины-архитектора Захи Хадид.
В Советском Союзе работало 10 фуникулеров: в Киеве, Одессе, Вильнюсе, Каунасе, Тбилиси, Баку и других городах. В Одессе рельсовую дорогу с канатной тягойустановили в начале 20 века для того, чтобы одесситам было удобно спускаться вниз к морским ваннам. Но просуществовал он недолго, в советское время его заменили эскалатором.
Киевский фуникулёр 1905 года рождения, стал вторым в Российской Империи после одесского. Он является и достопримечательностью Киева, и востребованным общественным транспортным средством. Если занять места в носовой части вагона, тогда точно не упустишь ни одного вида, можно рассмотреть панораму Днепра, Подола и получить максимум впечатлений.
Во всех городах эти вагончики – особый вид транспорта. Они «ползают» по таким склонам, на которые обычные трамваи, троллейбусы и автобусы просто не заберутся и проектируются индивидуально под каждую трассу, с учётом её крутизны.
Советский модерн
Традиционно огромные залы станций метро, вокзалов и аэропортов – это не только площадки, где можно применить современные строительные технологии, но и места для художественного и архитектурного самовыражения многочисленных авторов.
Ради улучшения эстетического облика владивостокского фуникулера предлагались различные варианты его использования, включая создание передвижного ресторана. Геннадий Турмов, будучи ректором ДВГТУ, предлагал городской администрации отдать фуникулёр для обслуживания, внешнего и внутреннего обустройства университету, разумеется, оставив вопросы технического содержания городу.
Сегодня основные пассажиры фуникулера – студенты ДВФУ, курсирующие между учебными корпусами. Туристы тоже заглядывают – с сопки открывается великолепный вид на бухту Золотой Рог и новый мост. Но и есть и коренные жители Владивостока, для которых фуникулер не роскошь, а средство передвижения. Именно им приходится испытывать всю сложность подъема на сопку покаменной лестницев 368 ступенек, когда трамвайчик уходит на ремонт...