Техосмотр - в чьих интересах?
Вопрос: С введением нового регламента технического осмотра, похоже, проблем меньше не стало, так ли это?
Действительно, анализ сложившейся ситуации вокруг технического осмотра, оценка роли и места государства, Российского Союза автостраховщиков, страховщиков, Федеральной службы по финансовым рынкам, операторов технического осмотра и, конечно же, автовладельцев — тема отдельного разговора, во многом неприятного и скандального, о чем уже много написано.
Могу лишь резюмировать — с введением данного закона, на мой взгляд, наше государство сделало несколько серьезных шагов назад в отношении антикоррупционной и антимонопольной доктрины, и в целом в отношении движения в сторону правового цивилизованного общества.
Увы, как это часто бывает, цели принятия закона — повышение безопасности дорожного движения, сокращение числа ДТП и в конечном итоге — забота о жизни и здоровье граждан — остались далеко в стороне.
Возникает вопрос — а зачем нужен такой техосмотр? Полагаю, что в таком формате это абсолютно бесполезное дело. Какие гарантии это дает на дороге другим участникам движения и пешеходам?
Практически никаких, и аргументов тому масса, начиная с собственно процедуры прохождения техосмотра, ответственности операторов техосмотра (которую абсолютно нельзя зафиксировать и доказать), продолжая нашими дорогами, возрастом наших ТС, заканчивая кодексом административных правонарушений и коррупцией во всех эшелонах власти. Для всех граждан и предпринимателей это попросту налог и ничего более.
На мой взгляд, эффективнее были бы иные шаги:
-
Отменить обязательную форму техосмотра, сделав ее добровольной. Любой нормальный автовладелец всегда должен проявлять должную заботу о ТС, иметь объективную возможность в любой момент объективно проверить техническое состояние автомобиля, прекрасно понимая зону своей персональной ответственности за аварии по причине технической неисправности ТС. Бытует мнение, что в любом случае техосмотр должен быть обязателен для особых категорий ТС: автобусы, большегрузные грузовики
и т. п. — может быть, но это не должно исключать ответственность собственника ТС. -
Полагаю колоссальной мотивацией осуществлять самостоятельный контроль за состоянием ТС со стороны автовладельца (помимо, конечно, общечеловеческих ценностей) будет являться введение новых крайне жестких финансовых санкций в отношении такого рода виновников ДТП. Помимо штрафов, ареста ТС, лишения прав управления
и т. п. , значительно должны быть расширены, в силу закона, компенсации пострадавшим, в том числе за причинение морального вреда, утраты товарной стоимости ТСи т. п. Да, угроза многомиллионных санкций, полагаю, лучше, чем любой талон техосмотра, и инспектор на дороге заставит человека задуматься над потенциальной угрозой и обяжет его неформально относиться к техническому состоянию своего ТС. Конечно, для реализации такого подхода понадобится ряд законодательных актов и, в том числе, институт аккредитованных экспертов по установлению характера и причин технической неисправности ТСи т. п. - В помощь автовладельцу наверняка будут разработаны специальные страховые программы и страховщики (помимо ОСАГО) могут предоставить серьезные финансовые гарантии в отношении компенсации вреда имуществу, жизни и здоровью потерпевших в формате добровольного страхования. Приблизительно так происходит в цивилизованных странах.
- Крайне важна и политика государства, автодилеров, направленная на стимулирование граждан и предприятий по приобретению новых ТС. Совершенно очевидно, что один из важнейших факторов значительного числа ДТП по причине технической неисправности — это возраст ТС в России. Если бы при этом государство предоставляло бы налоговые льготы владельцам новых ТС (а не наоборот, как сейчас), а автодилер имел бы возможность продавать новые ТС (взамен переданным собственником подержанным ТС) со значительной скидкой — полагаю это также серьезно ускорило обновление автопарка, а значит, объективно снизило риск аварий по причине неисправностей авто. Конечно, скорее всего, это дело достаточно далекого будущего, но чтобы оно приблизилось, — этим надо заниматься сегодня.
Искренне надеюсь, что