- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер
Архитектура «для всех» в общих чертах одинакова для всего цивилизованного мира: это большая коробка, изнутри разделенная по строгому плану. И всегда находились люди, восстающие против этого однообразия. Фриденсрайха Хундертвассера называли и безумцем, и гением — но сказать, что его архитектура буднична или неинтересна, неспособен никто.
Будущий великий архитектор родился в Вене в 1928 году. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет — мальчика по имени Фридрих Стовассер. Вряд ли можно назвать его детство простым: он родился в бедной еврейской семье в Австрии, и никому не нужно рассказывать о политической ситуации тех лет…
В возрасте девяти лет мать крестила Фридриха в католичество, и этот шаг был не напрасным: спустя шесть лет, в тот самый год, когда юноша начал действительно серьезно рисовать (на тот момент это были карандашные зарисовки с натуры), были депортированы или убиты 69 его родственников со стороны матери.
Активное развитие творческой натуры тогда еще Стовассера началось уже после войны. В 1949 он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Париж. Постепенно он отходит от влияния Гауди и Шиле и приходит к собственному самобытному стилю — и решает сменить имя. Отныне и по сей день он известен миру как Фриденсрайх Хундертвассер.
Хундертвассер очень много путешествует. Марокко, Тунис, Германия, Япония, США, Израиль, Новая Зеландия, Уганда, Судан и так далее… И граней у его таланта не меньше, чем посещенных мест. Он создавал и преображал рестораны, больницы, мусоросжигательный завод, церковь, музей, даже общественный туалет — и это только архитектура.
В списке творений есть и картины, и японские гравюры, и марки, и государственные флаги, и монеты, и иллюстрации к Библии, даже плакат ХХ Олимпийских игр… К 2000 году Хундертвассер создал почти 40 архитектурных проектов (часть была реализована уже после смерти создателя) и множество произведений другого плана.
Такая конкретная дата объясняется, увы, просто. 19 февраля 2000 года Фриденсрайх Хундертвассер умер от сердечного приступа на борту круизного лайнера «Queen Elizabeth II». Похоронен великий архитектор в Саду Счастливых Мертвецов в своем поместье в Новой Зеландии — в полной гармонии с природой и в полном соответствии с мировоззрением.
Мировоззрение Фриденсрайха Хундертвассера — ключ к пониманию его творчества. К счастью, этот ключ не спрятан ни в яйце, ни в утке: на протяжении своей деятельности эксцентричный архитектор многократно выступал с манифестами. Перфомансы и пламенные речи о важности экологии, вредоносности ядерной энергии, необходимости жизни в гармонии с природой неразрывно связаны с физически воплощенным наследием Хундертвассера.
Один из элементов, повсеместно встречающихся в творениях художника, — спираль. Она может найтись где угодно: от фасада многоэтажного здания до почтовой марки. Первая спираль была нарисована в 1953 году. Затем Хундертвассер писал о ней: «Спираль — это символ жизни и смерти.
Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это мое убеждение, имеющее религиозную подоснову. И ученые подтверждают, что жизнь должна
Главная идея, которую на протяжении всей своей жизни проповедовал архитектор, — неразделимость природы и цивилизации. Все, что освещают лучи солнца, все, что обдувает ветер, — принадлежит природе. И окружение человека, города и дома, точно так же являются ее собственностью. Дома не должны выбиваться из природы, а уничтожать растительность преступно.
Из этого вытекает и следующая мысль. В природе нет прямых линий, обилия углов, одинаковости. Это есть только во враждебных ей творениях человека (к примеру, в концлагерях, унесших жизни множества родственников архитектора — с ними он ассоциировал строгость и симметрию).
Каждый дом должен,
Архитектор утверждал: для людей неестественно жить в одинаковых
Все эти теории нашли свое воплощение. Если Хундертвассер брался за преображение уже существующих строений, их стены получали невероятные окрасы, мозаичные вставки, надстроенные купола, растущие прямо из стен деревья и так далее; нередко создавалась иллюзия, что прямых линий в доме не было изначально: даже оконные проемы преображались под воздействием буйного гения австрийского архитектора.
А в зданиях, созданных по его проекту, это могло оказаться не фокусом, а реальностью — «танцевать» способны даже стены и этажи! Дома могут быть похожи на сказочные дворцы.
Самое известное здание, созданное по проекту Хундертвассера, было построено совместно с архитектором Йозефом Кравиной в 1983–1986 годах; официальное его название «Дом
Именно в этом строении максимально воплощены идеи, о которых много лет говорил Хундертвассер. Здесь нет прямых углов и линий, зато есть в общей сложности примерно 250 кустарников и деревьев (как на фасаде и крыше, так и внутри помещений). Здесь нет симметрии, зато есть поражающее воображение многообразие окон (отличающихся друг от друга по размеру, форме и расположению).
Здесь нет серости бетона, зато есть орнаменты из ярких глазурованных плиток. По завершении строительства архитектор заявил, что это творение настолько великолепно, что он отказывается от гонорара: достойной платой стало уже то, что на этом месте не стоит
Дом Хундертвассера — одна из достопримечательностей Вены, и жизнь в нем крайне дорогая. Тем не менее, ни одно помещение (а здесь располагаются 52 квартиры и 4 офиса) не пустует с момента открытия дома для заселения.
Хундертвассер вписал свое имя в историю архитектуры и живописи ярко, радостно, естественно. Его творения оригинальны и неповторимы, одновременно сказочны и романтичны. Закончим же его собственными словами: «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности» .