- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Архитектор Фрэнк Гэри
Фрэнк Гери (настоящее имя Эфраим Голдберг) родился 28 февраля 1929 г. в городе Торонто, Канада. Подростком Гэри столкнулся с грубым антисемитизмом, и психологическая травма после избиения побудила его переменить фамилию и отойти от еврейских традиций семьи.
В возрасте 17 лет Гэри переехал с родителями в Лос-Анджелес и впоследствии получил американское гражданство. Изучал архитектуру в университете штата Южная Каролина, затем – городское планирование в Гарвардском университете.Работал в архитектурно-проектных бюро США, затем во Франции. Работая в Париже, Гэри изучал архитектурные особенности романских церквей, а также работы современных европейских архитекторов, в первую очередь Ле Корбюзье, у которого учился творческой интерпретации органических форм. Сильное влияние на развитие Фрэнка Гери оказал знаменитый архитектор Фрэнк Ллойд Райт.
Первыми работами студии Гэри были проекты магазинов, торговых центров и интерьеров. В начале семидесятых Фрэнк спроектировал множество частных домов, отличавшихся исключением традиционных, привычных форм. Спроектировал известный архитектор и собственный дом, который был выполнен в стиле «антиархетиктуры». В 1962 г.
Гэри вернулся в Лос Анджелес и основал собственную архитектурную мастерскую Frank Gehry Associates, которая со временем превратилась в одну из ведущих архитектурных фирм мира (в начале 21 в. – более 200 архитекторов). Его основным стилем является деконструктивизм. Гэри удостоен более ста наград, в том числе престижной в США премии в области архитектуры – премии имени Прицкера (1989), его творчеству посвящены многочисленные статьи и монографии.
Его деконструктивизм – это распадающиеся объемы, грубые, крошащиеся поверхности, использование сломанных буквально традиционных архитектурных элементов. Его почерк неофициален, полон противоречий и эфемерности, непретенциозности и жесткости. Как часто бывает, внешне «самый большой оригинал в архитектуре» выглядит вполне респектабельно.
Благородная седина, обаятельная улыбка, неизменная трубка и очки в роговой оправе. Фрэнк Гэри скорее напоминает добропорядочного профессора, нежели архитектора, чьи остроумные идеи и безумные образы повлияли на современную архитектуру так же, как когда-то Эйфелева башня на облик Парижа.
Гэри принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма – музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе, обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао, концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, а также «Танцующий дом» в Праге. Родившийся под знаком Рыб, оригинал и фантазер Гэри лейтмотивом своего творчества считает стремление воспроизвести совершенство очертаний и подвижность рыбы.
В метафорической форме этот мотив отражен в наиболее знаменитом произведении Гэри – музее Гуггенхайма в Бильбао, который превратился в символ города и привлекает массу туристов. Тот же мотив присутствует и в скульптуре Гэри: рыба со стеклянной чешуей (музей Уокера, Миннеаполис), 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны.
Рыбья чешуя подсказала использование листового покрытия из серебристого титана, которое с 1990-х гг. стало характерным признаком спроектированных Гэри зданий. Среди последних работ архитектора – проекты нового музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, онкологического центра в Данди (Великобритания), Музея толерантности в Иерусалиме. В связи с последним проектом Гэри неоднократно посещал столицу Израиля, участвовал в культурной жизни страны.
Оригинальностью отличаются работы Гэри в области дизайна мебели, предметов обихода, интерьера (например, «Титановое кафе» в Нью-Йорке, 2000). Газета New York Times писала: «Гэри – архитектор большого таланта. Балансируя на грани между архитектурой и безумием, он успешно оберегает самого себя от падения». Гэри всегда давал работу критикам и архитектуроведам.
Каждый из них по-своему выражал недовольство тем, что в зданиях, построенных Гэри, внешние эффекты преобладают над функциональностью, и тем, что здания эти не вписываются в окружающую архитектурную среду. Он строил дом-бинокль, строил рыбный ресторан в форме гигантской рыбы, украшал фасад офисного здания огромной парой очков.
Нередко Гэри переживал и неудачи. Его американский центр в Париже, который критиковали еще на стадии проектирования, закрыли по финансовым причинам вскоре после завершения строительства объекта. Гэри занимался не только «большой архитектурой», но и дизайном мебели. С 1992 года он создавал Gehry Collections.
Самый знаменитый образец его мебели – стул Fog из металлического листа. Причем отнесся он к этой работе со всей серьезностью: «Я рассматривал стул как архитектурное сооружение. Я работал над ним как над полноценным проектом».
Испанский Гуггенхейм, профинансированный городом, регионом и испанским правительством, составил достойную компанию Гуггенхейму в Нью-Йорке. Новый музей – впечатляющая урбанистическая структура, «металлические цветы», выросшие на берегу реки Нервион. Поверхность здания отделана титановой кладкой, выполненной по программе CATIA.
Эта программа была разработана во Франции специально для военных целей, в том числе для обшивки сверхскоростных истребителей. В проекте музея в Бильбао в полном объеме воплотилась давняя мечта Фрэнка Гэри создать здание, которое вмещало бы искусство и одновременно само являлось искусством. Сегодня это лучшее, по мнению критики, из того, что создано архитектором.