Новости
- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Партнеры
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт
Фрэнк Ллойд Райт при жизни был признан гением, законодателем мод, вдохновителем будущих поколений. Он принадлежал к западной культуре, его работа является отступлением от европейской традиции и служит новым этапом в развитии американского искусства, тесно связанного с территорией и условиями жизни в стране. Райт благоговел перед восточными культурами, никогда не увлекался авангардными тенденциями и не пытался стать деятелем направлений, которые повлекли бы за собой отказ от индивидуальности.
«Врач может похоронить свою ошибку, архитектор – разве что обсадить стены плющом».
Почетный член Берлинской Академии искусства, обладатель золотой медали Королевского Института Британских архитекторов, Райт построил за свою жизнь 363 дома, опубликовал несколько книг и множество статей. В 1949 году наиболее значительные статьи были объединены в книгу «Ф.Л. Райт об архитектуре». Среди лучших книг Райта – «Автобиография», «Органичная архитектура: архитектура демократии».
Фрэнк Ллойд Райт прожил долгую жизнь, ездил верхом на горячих лошадях и водил скоростные автомобили, успел побывать и в роли преуспевающего архитектора в XIX веке, и архитектурного классика в ХХ веке, был даже некоторое время изгоем общества.
Родился он 8 июня 1867 года в небольшом американском городке Ричленд-Сентер, штат Висконсин, в семье пастора Уильяма Рассела Райта и учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов Анны.
С 7 лет воспитанием Фрэнка занималась только его мать, которая была уверена, что ее сын непременно должен стать великим архитектором. Мать подарила ему набор кубиков – детский конструктор Фребеля. «Эти кленовые кубики я ощущаю в пальцах и по сей день», – сказал великий Райт в конце своей долгой жизни. Именно мать украсила детскую Фрэнка репродукциями, изображающими великие здания. Среди этих изображений он и вырос...
С 18 лет ему пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. Он поступил в инженерный колледж при университете Висконсина-Мэдисона, однако так его и не окончил. Благодаря родственным связям у Фрэнка появился шанс начать самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Приобретя небольшой опыт, молодой Райт решил попытать счастья в самом знаменитом и раскрученном архитектурном бюро Америки – «Адлер и Салливан». Вскоре Луис Салливан уже поручает проектировать Фрэнку собственный дом, который получается очень удачным.
Несмотря на приличные заработки, денег не хватало: к этому времени Райт женился. Втайне от своего работодателя он самостоятельно проектирует на заказ. Когда это открылось, Фрэнк Ллойд Райт был с треском изгнан из бюро, и в 1893 г. он основал собственную фирму. Молодого архитектора с его новаторскими идеями заметили, и вскоре от заказчиков уже не было отбоя.
За короткое время он строит ряд жилых домов, в которых отразилось своеобразие его творческого почерка. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы – вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием органической архитектуры. Но главным нововведением было то, что архитектор параллельно выполнял функции интерьерного и ландшафтного обустройства.
Фрэнк Ллойд Райт считал, что «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как штукатурка стен и черепица крыши», и потому сдавал дома заказчикам вместе со всей обстановкой, в которой тоже хватало новшеств: например, таких как встроенная мебель. ...Говорят, Райт заставлял своих заказчиков следовать его замыслу «до последней буквы», включая конструкцию мебели и ее расположение, мог «проверить» уже сданный в эксплуатацию объект.
Он считал, что главным эстетическим достоинством здания должна быть его простота. Однако большинство его современников понимало простоту как отказ от украшательства, тогда как Ллойд Райт считал, что простота должна быть во всех конструктивных решениях.
Одной из главных заслуг Ллойд Райта считается создание «домов прерий» и «юсонианских» (то есть специфически американских – US) домов: реализованные в них идеи и решения до сих пор используются в коттеджном строительстве во всех странах мира, не исключая Россию. Именно Ллойд Райт придумал жанр загородного коттеджа. Широкая крыша таких домов парит над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком.
Одной из главных заслуг Ллойд Райта считается создание «домов прерий» и «юсонианских» (то есть специфически американских – US) домов: реализованные в них идеи и решения до сих пор используются в коттеджном строительстве во всех странах мира, не исключая Россию. Именно Ллойд Райт придумал жанр загородного коттеджа. Широкая крыша таких домов парит над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком.
Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство. «Юсонианские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта – «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль.
Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода. Крупнейший экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. заставил Райта искать новые пути удешевления строительства. Он, «мастер каменной кладки», теперь счёл возможным создавать архитектурные конструкции из элементов заводского изготовления.
Его новые проекты учитывали применение железобетона и стекла. Именно стекло – «тонкие листы отвердевшего воздуха, сдерживающие воздушные потоки снаружи и внутри», – Райт воспевал как основной материал современности. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры». Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы.
Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только ненужное, но в еще большей степени — как исключать несущественное. В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель «Империал» (1916–1922). Зная о сейсмическом неблагополучии Японии, Ллойд Райт разработал конструкцию, которая, по его выражению, «не сопротивляется подземным толчкам, а следует им».
Стены отеля были утолщены внизу, чтобы максимально опустить центр тяжести здания. Через каждые 18 м в стенах были сделаны деформационные швы – пустоты, позволяющие отдельным блокам здания в случае землетрясения колебаться без ущерба для всей конструкции. Трубопроводы были снабжены гибкими сочленениями, а на крыше обычная для Японии черепица была заменена более легкой листовой медью.
Решения, придуманные Ллойд Райтом, оказались более чем актуальными. В день торжественного открытия отеля «Империал» в Японии случилось одно из мощнейших землетрясений в ее истории. Токио и Иокогама были почти полностью разрушены, но отель, построенный Ллойд Райтом, выстоял и гордо возвышался среди руин. Эдгар Кауфман, которому принадлежала сеть супермаркетов в Питтсбурге, приобрел участок с роскошным водопадом и захотел, чтобы Ллойд Райт вписал в ландшафт его будущий дом.
Проект, предложенный архитектором, вверг инженеров, специально нанятых Кауфманом в рамках проекта, в состояние, близкое к шоку. Ллойд Райт решил строить дом не рядом с водопадом, а над ним, чтобы вода струилась прямо из-под фундамента. Вердикт инженеров был однозначным: такой дом долго не простоит.
Надо сказать, что Ллойд Райт и сам начал склоняться к этому мнению, и потому втайне от заказчика приказал укрепить здание дополнительными металлическими опорами. То, что получилось в итоге, считается образцом архитектурной изобретательности, это самое знаменитое творение Райта, и оно действительно было новым словом в архитектуре – настоящий дом-аттракцион, удивлявший уровнем строительных технологий и полностью удовлетворявший заказчика.
Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет.
Этот шедевр мировой архитектуры – уникальный пример проекта, где функция соответствует образу здания в большей степени, чем сам проект – месту здания в застройке. Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз, а не наоборот.
На воплощение райтовского замысла ушли десятилетия. Пока шло строительство музея, архитектор успел разругаться со всеми — Гуггенхаймом, городскими властями, журналистами. И Соломон Гуггенхайм, и Райт умерли, не дожив до окончания строительства. Когда необыкновенное здание было наконец построено, оба они были признаны гениями. Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года, немного не дожив до 92 лет. Эпитафия на его могиле в Висконсине гласит: Love of an idea, is the love of God («Любить идею означает любить Бога»).
Облако тегов:
стили архитектуры
Архитектура века
Смотрите также: