- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Цвета города Владивостока
Люди неизбежно привыкают к тому, что их окружает. И рано или поздно даже самый тонкий ценитель прекрасного, спеша по своим делам, не обратит внимания на прелесть окружающей его архитектуры. Но если это окружение непрестанно меняется, постоянно радует чем-то новым и необычным – разве это может приесться? И такие изменения происходят в нашем городе уже не первый год, продолжая удивлять не только туристов, но и самих владивостокцев.
Сегодня в рубрике «Завтрак с редактором» мы беседуем с Павлом Шугуровым, начальником отдела дизайна городской среды администрации города Владивостока. Комфортной беседе как нельзя лучше способствует обстановка французского ресторана Saint Tropez, расположенного в историческом центре города.
Станислава Шинкарева: Павел, информация о том, что во Владивостоке появятся колористические паспорта (как в Москве и Санкт-Петербурге), появилась еще в 2011 году. Обернувшись в прошлое – что вы можете рассказать нам о периоде введения этих документов в обиход?
Павел Шугуров: Вообще весь период перед саммитом был очень непростым. Идея введения в масштабах города колористических паспортов появилась после того, как федеральная власть поставила задачу максимально быстро привести город в порядок. Как только мы к ней приступили, всплыло множество проблем…
И одна из них – полное отсутствие какого-либо общего колористического подхода. Город визуально рассыпался, и нашей целью стало объединить его, сделать цельным, получить законченную картинку.
Для того, чтобы добиться нужного результата, был разработан особый стратегический подход. Три его основных пункта: зонирование, вид с моря, рельеф. Все они взаимосвязаны. Зонирование привязано преимущественно к сопкам, так что логично представить каждую сопку как единую композицию.
Для заходящих в порт кораблей (а именно морским путем прибывает очень много туристов) лучше всего видны светлые объекты: это повлияло на будущий окрас некоторых районов и отдельных зданий. Рельеф Владивостока в отдельных комментариях не нуждается; но масштабное строительство советского времени частично разрушило его, и мы хотим вернуть хотя бы внешние его проявления.
Белые клифы Довера – отвесные меловые скалы до 107 метров в высоту на английском побережье, видимые с очень большого расстояния и давшие Англии прозвище Альбион еще во времена римлян.
С.Ш.: Вы говорите о некоторых районах. Значит ли это, что разные части города будут отличаться друг от друга?
Павел: Конечно. Владивосток застраивался неравномерно, и его районы, соответственно, имеют индивидуальные особенности. Например, исторический центр преимущественно мещанский и что-то менять в нем мы практически не будем – единственное, не обойтись без реставрации фасадов. Кроме того, высотные здания получат светлый окрас, став после этого архитектурными акцентами.
А проспект 100-летия Владивостока считается общественно-деловым маршрутом, и логично придать ему торжественную строгость. Этого мы добиваемся при помощи натуральных цветов и текстур, подобранных в определенные сочетания. Полуостров Эгершельд станет бело-красным, ярким и интересным со стороны моря. Улица Русская получит цвета хохломы в честь своего названия – конечно, не аляписто-яркие, но гамма должна угадываться.
Изменятся и спальные районы Владивостока. Улица Льва Толстого обделена светом, и ее дома приобретут как-то компенсирующий это охристый окрас. А Шилкинская, долгое время не отличавшаяся какой-то жизнерадостностью, станет пестрой. Район «1000 мелочей» окрасится в белый и синий, за что его уже прозвали «Морячок» (в честь матросской тельняшки). А улица Нейбута, чьи дома по вечерам словно позолочены отраженным в окнах солнечным светом, станет тепло-золотистой, получив название «Город Золотой».
С.Ш.: Многое, что казалось когда-то невозможным, уже реализовано. Расскажите, как происходят эти изменения?
Павел: Очень интересно наблюдать за изменяющимся городом. Особенно впечатляет преображение гостинок: страшные обшарпанные грязные строения превращаются в аккуратные дома. Жаль, конечно, что проблемы ЖКХ остаются и под этим красивым фасадом, но это уже не моя сфера деятельности.
На текущий момент план работ расписан таким образом, что уже через 10 лет Владивосток станет полноценным арт-объектом. За это время люди должны привыкнуть как к происходящим в городе изменениям, так и к самому принципу его единого колористического образа.
Ведь следовать указаниям колористических паспортов нужно не только при окраске уже имеющихся многоэтажных зданий: не менее важны строящиеся дома, малоэтажная недвижимость, в том числе частная, многочисленные фирмы, расположившиеся на первых этажах жилых домов, заборы и так далее.
К слову о таких организациях. Конечно, в постперестроечное время, когда в окружающем пространстве появилось множество ярких цветов, хотелось выделиться в том числе и так. Но времена изменились. Теперь важно привести в порядок то, что было сделано за эти годы. Было решено сделать упор на общий принцип строения: к примеру, если здание кирпичное, то помыть его или поставить новый, но не устанавливать отдельную декоративную панель и не изменять цвет.
Без компромиссов не обойтись. Администрация не навязывает собственникам жесткие и окончательные требования; если предложенный окрас не устраивает собственников здания, колористический паспорт возможно пересогласовать; конечно, это увеличит срок работ, но зато результат устроит всех. Были и такие случаи: после обсуждение проблемы договаривались оставить какой-то вариант и посмотреть через год, приживется ли он.
Кстати, не всегда подрядчики с первого раза принимали необходимость следовать оттенкам, указанным в колористическом паспорте… Но необходимость перекрашивать здание уже за свой счет быстро убеждала их в нежелательности таких экспериментов. Сейчас такие инциденты уже редки.
С.Ш.: Павел, скажите, что бы вы хотели сказать жителям города по поводу всех этих изменений?
Павел: Я хотел бы призвать их больше доверять художникам. Ведь все эти преобразования города – это не благоустройство, когда во главе угла стоит зритель. Это, в первую очередь, искусство. Оно должно способствовать улучшению общего вкуса населения, немного сдвинуть его, развить.
Задать вопросы, чтобы зритель, в данном случае, житель города, задумался над ответами. И пока у нас есть все основания надеяться: то, что кому-то кажется сейчас странным, непонятным, спустя какое-то время станет достоянием города и его заслуженной гордостью.