Новости
- 01.07.2018
- 25.04.2018
-
20.04.2018
«Ванная комната гедониста» – звучное название проекта стенда на специальной экспозиции Bathroom Biennale
- 20.03.2018
-
07.02.2018
Первый дальневосточный строительный форум в формате b2b состоялся во Владивостоке.
-
14.09.2017
Дальневосточный экофестиваль зеленых технологий GreenFest-2017 во Владивостоке
Партнеры
Архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон
Мало кто из архитекторов-современников может похвастать, что его творение еще до окончания строительства прославилось на весь мир как шедевр современного зодческого искусства. Жаль только, что широкая публика редко запоминает их имена. Вам знакомы Жак Херцог и Пьер де Мёрон? Это они спроектировали Пекинский национальный стадион «Птичье гнездо», успели бросить вызов Эйфелю (их новый парижский проект способен затмить знаменитую башню).
А вы видели, что они придумали в Гамбурге?!
А вы видели, что они придумали в Гамбурге?!
цитата
«Здание – это здание. Его невозможно читать как книгу; оно не имеет заголовка или таблички с названием, как картина в выставочном зале. В этом смысле наши творения абсолютно нерепрезентативны. Вся сила и мощь этих сооружений заключается в непосредственном и глубоком воздействии, которое они оказывают на смотрящего».
Жак Херцог
Жак Херцог
Покоряя Китай…
Китай в современном мире - самая амбициозная и динамично развивающаяся страна. Когда стало известно, что столицей летних Олимпийских игр 2008 года станет Пекин, китайское правительство сразу заявило очень высокий уровень организации и проведения этого мероприятия.
«Китайская олимпиада» должна была запомниться чем-то выдающимся, показать страну с самой лучшей стороны – причем не только в спорте, но и в области инноваций и высоких технологий. Именно этим «чем-то выдающимся» стал стадион «Птичье гнездо» - сегодня наряду с Великой китайской стеной это наиболее популярный туристический объект Пекина.
Конкурс проектов стадиона состоялся в 2003 году, в декабре этого же года началось строительство по проекту, выполненному швейцарской архитектурной бюро «Herzog & de Meuron» совместно с Китайской исследовательской группой архитектуры и дизайна (China Architectural Design and research Group), дизайнером и художником Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), а также Arup Sport and Ove Arup и Partners Hong Kong. В 2008 году стадион был открыт.
Стоимость строительства оценено в 3,5 миллиарда юаней, что составляет приблизительно 325 миллионов евро или более 400 млн долларов.
Интересно, что почти сразу после начала строительства (в марте 2004 года) архитекторы изменили проект. Было решено отказаться от раздвижной кровли, полностью закрывающей поверхность поля - это дало экономию больше 10 000 тонн стали и около 150 млн долларов. Кстати, специально для строительства стадиона была разработана новая марка стали, в которой отсутствуют посторонние примеси.
Интересно, что почти сразу после начала строительства (в марте 2004 года) архитекторы изменили проект. Было решено отказаться от раздвижной кровли, полностью закрывающей поверхность поля - это дало экономию больше 10 000 тонн стали и около 150 млн долларов. Кстати, специально для строительства стадиона была разработана новая марка стали, в которой отсутствуют посторонние примеси.
Соответственно, сварка стальных элементов тоже велась по эксклюзивной технологии. Для строительства «Птичьего гнезда» потребовалось 36 километров стальных арматур общим весом 45 000 тонн – и при этом в конструкции нет ни одного вертикального столба.
Пекинский национальный стадион – это плод самых современных строительных и компьютерных технологий. Стадион имеет необычный внешний вид, но и конструктивно «Птичье гнездо» - крайне нестандартное сооружение.
Трибуны находятся на бетонной «чаше», вокруг которой расположены 24 ферменные колонны, а поверх них уже проходят переплетения кривых металлических балок. Сама чаша разделена на 8 структурных зон, каждая из которых стабилизирует остальные.
По сути, у «Птичьего гнезда» нет стен – переплетение стальных балок является одновременно и перекрытиями, и фасадами, и несущей конструкцией. Архитекторам удалось обойтись без общей непроницаемой преграды вокруг здания и без искусственной вентиляции. Кстати, сама арена не овальной формы, а почти круглая – благодаря этому со всех трибун спортивные зрелища видно одинаково хорошо.
Верхняя часть стадиона образует навес над трибунами. Она покрыта инновационным материалом ETFE, из которого изготовлена прозрачная пленка-мембрана, она не промокает, но хорошо пропускает свет.
Нижняя часть навеса сформирована из PTFE – это уже полупрозрачная структура, являющаяся частью акустического потолка и примыкающая к боковым стенкам внутреннего кольца. Полости между прутьями также заполняются тефлоновыми «подушками». Таким образом, получилась абсолютно непромокаемая и непродуваемая конструкция.
Интересно, что «Птичье гнездо», ставшee достопримечательностью Пекина еще до Олимпиады 2008 года, оказалось связано с политическим скандалом. Китайский художник Ай Вэйвэй фактически отказался от своего авторства по политическим убеждениям, он выступал против пекинской Олимпиады.
Но на его сотрудничество со швейцарскими коллегами это никак не повлияло: в 2009 году был запущен проект «ОРДОС 100», призванный привлечь внимание мировой общественности к Ордосу – новому культурному центру Китая. Этот второй по величине город провинции Внутренняя Монголия расположен на плато в центре пустыни.
В рамках проекта 100 лучших архитекторов из 27 стран мира должны построить 100 вилл оригинального дизайна площадью 1000 кв. м. каждая. На проектирование им отводится 100 дней. Команда «Herzog & de Meuron» отвечает за отбор архитекторов, Ай Вэйвэй выступил куратором «ОРДОСА 100» с китайской стороны.
…и перестраивая Европу
Еще один суперамбициозный проект Жака Херцога и Пьера де Мёрона стартовал в Париже. Весной этого года мэрия столицы Франции утвердила проект их небоскреба Tour Triangle - 40-этажного офисного здания в форме треугольной пирамиды высотой 180 м, толщиной 13 м и шириной 200 м.
Башня спроектирована с учетом современных тенденций европейских энергосберегающих технологий: она максимально использует энергию ветра и солнца. «Треугольник» начнут строить в 2012 году, а планируют закончить в 2016-2017. Небоскреб будет расположен в «малом» Париже, где есть только одно высотное сооружение – башня «Монпарнас», построенная несколько десятилетий назад. Она до сих пор вызывает неодобрение парижан, поскольку «нарушает исторический облик и дух Парижа», но теперь их протесты наверняка будут адресованы Tour Triangle.
Пугает ли это швейцарских архитекторов? Вряд ли. Изменять традиционный облик европейских городов – дело неблагодарное, всегда найдется немало ценителей старины, заявляющих, что раньше-то было намного лучше. Но именно «Herzog & de Meuron» удается находить нестандартные и талантливые архитектурные решения в области реконструкций.
К числу их удачных проектов можно отнести реконструкцию Порта-Вольта – «морских ворот Милана» (Италия); перестройку в культурный центр центрального полицейского участка и тюрьмы Виктории в Гонконге; реконструкцию крикетного стадиона Лордс в Лондоне; строительство там же нового корпуса Галереи Тейт Модерн — «Тейт Модерн 2» к Олимпиаде 2012 года. А вот на что стоит обратить внимание владивостокским градостроителям, так это на проект «1111-lincoln-road»: перестроенное под многоярусную автопарковку здание в Майами, США.
Среди успешных проектов Херцога и де Мёрона не только реконструкции, но и жилые комплексы, офисные здания, культурные центры. Так, нельзя не упомянуть Campus Vitra (также известный как коллекция домов) – музей, где собраны работы самых известных архитекторов: Фрэнка Гери, Захи Хадид, Альваро Сиса, Тадао Андо, Жана Прюве, Николаса Гримшоу, Букминстера Фуллера...
Волшебникам из «Herzog & de Meuron» вообще очень хорошо удаются здания общественного назначения – стадионы, музеи, галереи. Точно так же, как «Птичье гнездо» стало достопримечательностью Пекина еще в процессе строительства, так и в Германии в число популярных туристических объектов уже вошло строящееся здание «Филармонии на Эльбе». Ожидается, что Elbphilharmonie станет одним из лучших музыкальных центров в мире и пополнит ряды архитектурных шедевров Европы.
«Филармония на Эльбе» представляет собой стеклянную ассиметричную структуру, установленную на фундамент из красного кирпича – здание старого склада, построенное в 60-х годах архитектором Вернером Каллморгеном (Werner Kallmorgen). После реконструкции над кирпичным основанием появится 15-этажная надстройка, напоминающая гигантскую стеклянную волну. Особенно эффектно филармония будет смотреться со стороны порта.
На сегодняшний момент Elbphilharmonie является одним из самых сложных архитектурных сооружений в Европе. Новый комплекс объединит в своих стенах три концертных зала, бизнес-центр, отель и несколько жилых квартир, из окон которых откроется прекрасный панорамный вид на Гамбург и Эльбу. Между старой и новой частями будет расположена «плаза» - открытая со всех сторон площадка, где разместятся кафе, рестораны, вход в отель и жилую зону.
Вентилируемый стеклянный фасад, покрытый солнцезащитным экраном, обеспечит комфортную атмосферу внутри новой части здания. Вогнутые и выпуклые стеклянные панели его фасадов уже встают на свое место. Летящая стеклянная волна на глазах жителей Гамбурга обретает свои очертания.
Интерьеры филармонии обещают быть столь же футуристическими, как и ее внешний вид. Большой зал на 2000 зрителей, расположенный на высоте 38 метров над уровнем реки, представляет собой своеобразную чашу, в центре которой находится оркестр и дирижер, а зрительные ряды разбегаются вверх по стенкам чаши. Известный специалист по акустике Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota )принимал участие в проектировании зала – ради звукоизоляции и идеальной акустики он почти независим от остальной части здания: 362 огромных пружины поддерживают зал весом в 12,5 тонн.
Интерьеры филармонии обещают быть столь же футуристическими, как и ее внешний вид. Большой зал на 2000 зрителей, расположенный на высоте 38 метров над уровнем реки, представляет собой своеобразную чашу, в центре которой находится оркестр и дирижер, а зрительные ряды разбегаются вверх по стенкам чаши. Известный специалист по акустике Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota )принимал участие в проектировании зала – ради звукоизоляции и идеальной акустики он почти независим от остальной части здания: 362 огромных пружины поддерживают зал весом в 12,5 тонн.
Интересно, что на строительство Elbphilharmonie за счет пожертвований жителей Гамбурга всего за три месяца было собрано 77 млн евро. Общий бюджет строительства «Филармонии на Эльбе», первоначально планируемый в 186 млн евро, на сегодняшний момент вырос почти до 400 млн евро.
Открытие шедевра отложено с 2012 года на 2013. Тем не менее немцы уже гордятся «Филармонией на Эльбе» и убеждены в том, что это футуристическое сооружение станет новым символом Гамбурга. А нам остается только гадать, какой шедевр швейцарских архитекторов – Elbphilharmonie или Tour Triangle – поборется за звание нового архитектурного символа Европы XXI века.
Облако тегов:
стили архитектуры
Архитектура века
Смотрите также: